Текстовая версия выпуска
Снова здорово, господа и дамы! Пересмотрел хороший фильм режиссёра Алана Паркера "Миссисипи в огне", и вспомнил его же картину 1990 года "Приди узреть рай". Вспомнил, и решил рассказать именно о ней, а не о, без сомнений, интересном и почти оскароносном для режиссёра "Миссисипи". Не только потому, что "Миссисипи в огне" на уже навязшую в зубах тему негритянских обид, а "Приди узреть рай" - на куда более нетривиальную тему японских концлагерей в сердце Америки во время Второй Мировой войны. В конце концов, вектор режиссёрского осознания что той, что другой темы - один и тот же, и клеймит обывательский образ мира, в котором чужакам не должно быть места. А потому, что как-то несправедливо выходит - если про негров, то чуть "Оскар" не дали, а если про японцев - то шиш с маслом. И не так уж я люблю японцев, я вообще мало кого люблю, я, как Чехов, считаю, что людей жалеть надо, в прямом русском смысле "жалеет, значит, любит", а не любить взасос, как нас призывает прочая, отличная от Чехова, интеллигенция. Тем более, что жалеть всё человечество скопом трудно, а вот любить всё огромное и разнообразное человечество, причём, именно что напоказ, громко и безрезультатно - у некоторых получается очень эффектно. Так вот, тех японцев мне жалко - ну, что это такое, безобразие просто. Ну да, японские японцы разбомбили Перл-Харбор, но американских-то японцев за что? Они же от тех японских японцев как раз и сбежали, чтобы, значит, стать японцами американскими...
Джек Макган - киномеханик, человек импульсивный и неравнодушный, который обязательно находит себе приключений на задницу. Мы встречаем его в тот момент, когда он участвует в каких-то мутных делах с профсоюзами, в результате чего попадает на карандаш к полицейским и вынужден уехать из города. Но сидеть в провинции долго Джек не согласен, он быстренько возвращается в город и поступает на работу в кинотеатр, которым владеет выходец из Японии. Этот японец всю семью перевёз в США, а некоторые его дети уже родились здесь, в том числе и дочь Лили, девушка невероятной восточной красоты... Джек в девушку влюбляется и даже женится, чем навлекает на свою и жены головы гнев её японских родителей. Помириться им придётся, когда жизнь семьи Лили, и самой девушки, изменится коренным образом. Начнётся Вторая Мировая война, всех японцев, живущих в Америке, запрут в концентрационные лагеря, в которых, конечно, нет газовых камер, но и очень уж комфортной жизнь в них тоже назвать трудно.
В 1917 году Анна Ахматова написала стихотворение, которое заканчивалось так:
Не ласки жду я, не любовной лести
В предчувствии неотвратимой тьмы,
Но приходи взглянуть на рай, где вместе
Блаженны и невинны были мы.
Алан Паркер, видимо, умел читать по-русски, потому что в википедии написано, что он не нашёл английского перевода этого стихотворения и написал по его мотивам собственный, который я цитировать не буду - там, в принципе то же самое, только связанное с американской мечтой, точнее, с девальвацией этой мечты. Тут как бы ничего нового нет, сколько существует "американская мечта", столько же её и хоронят. Но интересно, что русское стихотворение, написанное в год великой и страшной революции, нашло отклик у англичанина Паркера, к тому же направило его мысли в такую неожиданную сторону. Настолько неожиданную, что отборщики на главную кинопремию мира "Оскар" решили, что фильм "Приди узреть рай" слишком уж "заточен" на "Оскар", будто снят исключительно для того, чтобы получить заветную статуэтку. И фильм на Оскар не попал. Зато попал на Каннский кинофестиваль, где, впрочем, тоже ничего не получил.
В фильме "Приди узреть рай" - нет нескольких важных мыслей, и неудивительно, Алан Паркер их просто не смог проговорить. Почему? Да потому что он нерусский. Потому что мало взять для названия строчку из русского стихотворения, надо быть русским человеком, чтобы вообще задуматься о чём-то подобном. Это для нас они лежат на поверхности, для англичанина, для американца - ехало-болело. Одна из этих мыслей в том, что люди другой культуры, другого мироощущения - имеют право быть другими, и нельзя наказывать их за то, что они такие, какие есть. Они не плохие, и не хорошие - они другие, и это надо просто принять, и хорошо бы уважать. Не зря всё-таки нацизм, расизм - это английское изобретение. В русском менталитете нет ничего подобного. Именно поэтому все вопли о "русском фашизме" повисают в воздухе - нет у нас таких идей, и никогда не было. Мы, конечно, тоже настороженно косимся на чужаков, но всегда с пониманием относились к тем, кто воспринимает мир иначе, чем мы. Даже на войне - мы всегда признавали, что у противника есть "своя правда", "свои обычаи", "свой бог". Несмотря ни на что. Даже нацизм в Германии - мы воспринимали, как морок, который повис над немецким народом, одурманил работящую, гордую, талантливую нацию. Это именно то "всепонимание", которое заметил Достоевский, именно оно отличает русских от других наций.
Вот в фильме Паркера японцев согнали в эти лагеря - ну, ладно, у нас во время войны к немцам-переселенцам тоже было усиленное внимание (и к прочим сочувствующим Гитлеру), но их никто не принуждал перестать быть немцами. Я бывал в деревнях орусевших немцев - эти деревни разительно отличаются от русских, и немецкий язык там до сих пор в ходу (ну, в начале 90-х, по крайней мере). А вот судя по фильму, японские переселенцы только и мечтали, что стать американцами - лишь жалкая горстка молодых японцев бунтуют против властей, и то в ответ на совсем уж дикие принуждения. И мои симпатии, например, на стороне этой горстки, которая как может отстаивает свою самоидентификацию, когда все остальные рады переделаться в "цивилизованных людей". В фильме, кстати, есть небольшой акцент на то, что помещение японцев в концлагеря было для их же пользы - иначе их был линчевали добропорядочные американцы, которые тут же бросились мародёрничать в брошенных домах японцев. Молодцы, сразу видно - не дикари, цивилизованные. Сейчас, говорят, такое же давление в США испытывают китайцы, мол, это они придумали и распространяют ковид.
Надо сказать, что несмотря на немного плакатное изображение тех событий, несмотря на пластмассовую игру Дэнниса Куэйда, мы посмотрели "Приди узреть рай" с большим удовольствием - и прежде всего из-за атмосферы "большого кино", из-за множества персонажей и деталей, которые и создают эту атмосферу. Там есть брат главного героя Джека - обычный американец, который живёт, как может, и не лезет за звёздами на небо. Там есть отец японского семейства, который теряет смысл жизни, и видно, как эта жизнь из него потихоньку вытекает... "Приди узреть рай" - не главный фильм Алана Паркера, но рекомендовать его взрослому зрителю можно и нужно.