Текстовая версия выпуска
Снова здорово, господа и дамы!
Фильм 1975 года, режиссёра Артура Пенна, "Ночные ходы" - одна из моих любимейших картин, и именно поэтому мне страшно о ней рассказывать, боюсь ошибиться, что-то напутать, выбрать неверную интонацию, и тем самым кого-то отвадить от этого кино. Официального перевода на русский к нему не существует, поэтому и название переведено кривовато. Я бы предложил "Ночные вылазки" или "Ночные похождения". Или вот тут подсказывают "Похождения налево" - это звучит, конечно, слишком фривольно для этого фильма, но стоит вспомнить, что измен, походов налево, в нём действительно многовато. У фильма "Night moves" существует две русскоязычные дорожки - Визгунова и Медведева. Перевод Медведева подробнее, но общее качество звука отвратительное. Визгунов - наоборот, звук хороший, но даже я, не зная английского, понимаю - часто перевирает смысл. С другой стороны, именно в этом фильме перевод не так и важен - общая канва событий понятна, а искромётные диалоги всё равно адекватно перевести вряд ли возможно. Этот фильм вообще не очень про сюжет, он про поэзию. Когда говорят про кино "поэтическое полотно", я всегда пугаюсь - скорее всего речь идёт о какой-то мути, вроде фильмов Ким Ки Дука, с медленными открыточными планами, туманными разговорами, лёгкой эротикой. Однако, поэзия бывает разная. В "Ночных ходах" поэзия такая, как если бы автор "крутых детективов" Рэймонд Чандлер вдруг решил написать стихотворение. И совершенно неожиданно у него получился бы шедевр.
Сорокалетнего Гарри Мосби, частного детектива, нанимают найти молодую девушку, которая сбежала из дому. Ознакомившись с подробностями дела, Гарри узнаёт, что мамаша девчонки - вдова богатого человека, который всё своё состояние завещал дочери, а ей самой - шиш с маслом. Гарри становится интересно, не прихлопнули ли девчонку где-нибудь, например, во Флориде - потому что во Флориде живёт её бывший отчим. Он едет во Флориду, и действительно, находит там девушку Делли, которая оказывается вполне живой, к тому же очень симпатичной, вот только явной нимфоманкой. У Гарри своих проблем хватает, чтоб ещё чужие расхлёбывать, ему, например, изменяет жена - Гарри случайно видел, как она уезжала с каким-то хромоногим индусом. Впрочем, эта девчонка всё равно западает ему в сердце, ему хочется помочь ей, но он вынужден отвезти Делли к её матери. А через неделю Гарри узнаёт, что девушка погибла при весьма странных обстоятельствах.
Фильм "Ночные ходы" сравнивают с "Французским связным" и "Китайским кварталом" - естественно, в пользу последних. Мол, Артур Пенн снял какую-то совершенно необязательную картину, чересчур расплывчатую, в общем, неудачную. Так случилось, что я как раз пересмотрел и "Китайский квартал" и "Французского связного", и могу уверенно доложить, что "Ночные ходы" - мощнее и одновременно тоньше этих признанных шедевров. Не говоря уже о том, что в "Ночных ходах" Джин Хэкмен сыграл свою лучшую роль. Посудите сами - во "Французском связном" он играет безбашенного полицейского, который по ночам бухает с проститутками, а днём выколачивает души из наркодилеров. Почему он такой? Сценарист и режиссёром объясняют: не так давно убили его напарника. Глубоко копают... Так же как с главным злодеем, который, будучи явным миллионером, владея грузовым портом в Марселе, не может отказать себе в удовольствии съездить в Нью-Йорк, рискнуть жизнью, чтобы продать наркотики. Ужасно правдоподобно. Но справедливости ради надо признать, что сцена в метро во "Французском связном" отличная, и погоня по Нью-Йорку сделана великолепно. Что касается другого фильма, с которым сравнивали "Ночные ходы" - "Китайский квартал", то я лично вообще очень разочаровался в Романе Полански, и никому не буду советовать его ранние, якобы шедевральные работы.
В "Ночных ходах" детективный сюжет - это просто фон для переживающего кризис среднего возраста героя. Он крутой дядька, и тем непривычнее для него то, что на него свалилось - измена жены, какая-то непонятная тоска-не тоска, грусть-не грусть... Понимаете, сыграть какие-то пограничные эмоции (гнев, раскаяние, ненависть, восторг) - не так сложно, как показать, например, тоску, показать непривычную нерешительность, когда герой всю жизнь был супергероем, а тут вдруг засомневался... Когда актёр играет не стереотипного героя, типаж (вот, мол, частный детектив, он такой и такой, все частные детективы такие), а индивидуальность, такого героя, который может быть только в этом кинопространстве, и ни в каком другом. Мне кажется, для актёра это должно быть замечательным вызовом, сверхзадачей, то, к чему он должен стремиться - к глубине, кино же не комедия дель арте, на экране не Петрушки и Арлекины, а живые люди. Ну, должны быть живые люди. Не всегда получается, но стремиться-то надо.
В фильме "Ночные ходы" герои не наслаждаются жизнью, несмотря на то, что живут на побережье океана, не испытывают нужды, здоровы и сравнительно молоды. Они живут сложно, как и все реальные люди в реальном мире - они мучаются, каким бы комфортным ни был их быт. И не важно, что герои эти живут 50 лет назад, за эти 50 лет в этом плане ничего не изменилось, стало только хуже. Помните анекдот о бабке, которая на известие о смерти какого-то там очередного древнего Рокфеллера, сказала со вздохом: "Отмучился, болезный...". В этом анекдоте - вся правда о человеческой жизни, и не важно, рокфеллеровская эта жизнь или жизнь бомжа с Курского вокзала. Фильм "Ночные ходы" - настоящий нуар, и даже, можно сказать, супернуар, несмотря на то, что собственно криминала в нём немного. Но атмосфера разочарования, неуверенности и тоски сквозит в каждом кадре, несмотря на искромётные шутки и молодую, полуголую Мелани Гриффит. Которая в фильме тоже "отмучилась". Почему? Да потому, что и в 16 лет смысла в жизни немного, и в 40 - его тоже не очень-то прибавляется. У каждого, конечно, всё индивидуально, но в целом ждать того, что жизнь с какого-то момента навсегда станет лёгкой и приятной - не стоит. Надеяться - можно, но ждать - не нужно.
В общем, фильм "Night moves" - "Ночные ходы" в нашем переводе, режиссёр Артур Пенн, 1975 год. Один из лучших фильмов, созданных Голливудом на самом пике своего развития. Абсолютно провалившийся в прокате шедевр, который хорошо бы посмотреть каждому любителю хорошего кино.