Текстовая версия выпуска
Здорово, господа и дамы!
Сегодня у нас почти лирическая комедия 2004 года, называется "Крутая компания", хотя лично я перевёл бы название фильма "In good company" дословно - "В хорошей компании". Потому что ничего "крутого" (в значении забойный, улётный, офигительный) в этом фильме нет, зато есть простая, понятная, местами смешная, местами грустная история, которая лично мне очень понравилась.
Термин "лирическая комедия" придумал Георгий Данелия. Когда его спросили, что за жанр будет у его фильма "Мимино" - он ответил "комедия", потому что знал: на комедии обычно больше плёнки выдают. А когда ему резонно заметили: какая же это комедия, когда у тебя там мальчик-безотцовщина читает стих "прибежали в избу дети, второпях зовут отца: тятя, тятя, наши сети притащили мертвеца", Данелия тогда не растерялся: а это, мол, будет лирическая комедия. На том и порешили.
Лирическая комедия - это, напомню, такой жанр, когда смех сквозь слёзы. Слёзы, конечно, не такие, чтоб ручьём, ой, горе-горькое, за что же ты, господи, нас так наказываешь, нет - слёзы в лирической комедии светлые и очистительные. В том же "Мимино" помните сцену, когда Кикабидзе тихонько поёт песню по телефону израильскому земляку? Вот какие слёзы. Хорошие слёзы, нужные.
Да может, и не прольются они, слёзы-то, у каждого же свой порог чувствительности. Кому и палец покажи, он носом захлюпает, а кому - хоть вывернись наизнаку - ему тьфу и пошёл пиво пить. Вот и проверим.
Итак, в фильме "Крутая компания" есть мужик по имени Дэн, которому 51 год, он работает в журнале "Спортивная Америка" руководителем рекламного отдела. У него есть жена и две дочки, одна из которых, что называется, созрела, её играет Скарлет Ёхансон. Эта уже взрослая девушка перевелась в университет побогаче и теперь папе нужно найти дополнительные средства, чтобы она продолжила учёбу. Также деньги нужны и на пополнение в семействе - жена объявила ему, что беременна. Ну, и вишенкой на торте пришла новость, что журнал куплен каким-то сумасшедшим миллиардером, и из начальника Дэн превращается, превращается... в подчинённого, а начальником теперь будет какой-то сопляк, годящийся ему в сыновья. Этот сопляк - совсем не то, что можно было бы сразу подумать. Он - не сволочь, он женат, но не очень счастливо, после нового назначения он радостно сообщает жене - переедем в новый дом, нарожаем детей, а она ему - я же тебе ещё на первом свидании говорила, что не хочу детей. И продажами рекламы он никогда не занимался, да и вообще не очень уверен в себе. Как-то так получается, вполне естественным способом, что он знакомится с дочкой Дэна, той самой, которая созрела.
Я завёл себе новую кнопку, которая будет отвечать за плюсы фильма, и за его минусы. Это была она. Итак, плюсы. Фильм "Крутая компания" вроде как о человеке, который уже приближается вплотную к возрасту, в котором очень трудно что-то изменить в своей жизни. Но в итоге выходит на другое обобщение, которое отражено в оригинальном названии. Никогда не знаешь, где найдёшь хорошую компанию. Поэтому никогда нельзя сразу ставить на человеке клеймо - этот тупой, этот урод озабоченный, этот слабый, эта стерва, а эта - моя судьба, люблю-нимагу. Люди каждый день могут открывать перед тобой свои самые неожиданные качества. Честертон, кажется, говорил, что самый объективный оценщик людей - это его портной, он каждый раз заново снимал с него мерку. В то время, как остальные люди судят о других людях по уже устаревшим данным. А люди-то каждый день другие. О том же говорил Лев Толстой и ЭфЭм Достоевский, который вообще на своей шкуре понял, что судить о человеке по тому, что он когда-то, пусть даже вчера, сказал или сделал вообще невозможно - ты его судишь, а он уже другой. Грибоедовское "А судьи хто" - туда же. Христианское "не судите" - туда же. В общем, он очень человечный, этот фильм. Ну да, случилось вот так и вот эдак, что мы можем с этим сделать? Мы можем попробовать разобраться, и потом попробовать изменить то, что мы можем изменить, и принять то, что мы не можем изменить. Мы спокойно разберёмся и примем решение. Мужская, твёрдая, ответственная позиция.
Что не понравилось. Финал. Он не то, чтобы совсем не понравился, он просто настолько открытый, что наверное, даже чересчур. Всё у всех вроде неплохо в итоге, но как-то не до конца. И счастья большого нет, и горя тоже. Нет, герои, конечно, претерпели некоторую трансформацию, и для них и для зрителей эта история поучительна. Но всё же чуть более драматургический, что ли, финал, мне кажется, ей не помешал бы. Но надо признаться, что когда пошли титры, первое, что я сказал, вставая с дивана, было: "Хороший фильм".
Пока, господа и дамы. Счастья, здоровья, мягкого дивана и хорошего кино.