Текстовая версия выпуска
Здорово, господа и дамы!
Сегодня у нас фильм 2007 года "Прощай, детка, прощай", большой режиссёрский дебют актёра Бена Аффлека. Что мы знаем об Афллеке? Мы знаем, что он хороший актёр, правда сейчас его частенько называют бывшей суперзвездой Голливуда, в том числе и потому, что Бен не прочь забухать, вплоть до того, что иногда вынужден переезжать жить в наркологическую клинику. Это, кстати, вопреки расхожему мнению, неплохо его характеризует, как художника - и гораздо более талантливые люди имели проблемы с алкоголем, в основном, из-за повышенной чувствительности к мерзостям этого мира. Также мы знаем, что первый свой режиссерский опыт, короткометражку, он зачем-то назвал "Я убил жену-лесбиянку, повесил ее на мясной крюк, и теперь у меня контракт с Диснеем на три фильма". Нет, мы эту короткометражку не смотрели, и зачем так уж сильно выпендриваться, для нас тоже большой вопрос. Ещё мы знаем, что у Бена Аффлека есть младший брат Кейси, тоже очень хороший актёр. Наверное, поэтому именно Кейси сыграл главную роль в фильме брата. И Кейси Аффлек справился отлично - его частный детектив, до мелочей осведомлённый в жизни пригорода Бостона - получился замечательно. Объёмно, я бы сказал - он вроде бы играет хорошего парня, но почему-то всё время хочется врезать ему по морде. Ещё в фильме заняты Мишель Монахэн, Морган Фриман и Эд Харрис, к ним тоже претензий никаких. Город Бостон - родной город режиссёра, он вырос приблизительно на этих улицах, и определённый градус ностальгии в фильме чувствуется отчётливо. Хотя нужно признать, что Аффлек честен - и показывает не только румяных домохозяек и каких-нибудь бейсбольных игроков, кадр насыщен и пьяницами, и хулиганами, и гамбургерными толстяками. И всё равно видно - режиссёр любит этот город, со всеми его миазмами. Любят же не за что-то конкретное, вот это, мол, люблю, а вот это - ненавижу. Нет, даже если что-то и ненавижу - всё равно люблю. Потому что - родина. А родину, как маму, не выбирают - её любят и хотят, чтобы всё у неё было хорошо. У нормальных людей обычно так.
Итак, в пригороде Бостона похищена маленькая девочка. Полиция как-то не очень шевелится, и вот спустя три дня тётя девочки обращается за помощью к частному детективу Патрику, и его помощнице (по совместительству любовнице). До этого Патрик с подругой обычно занимались тем, что искали загулявших мужей, должников по алиментам и прочей бытовухой. Похищение же ребёнка - куда более серьёзный уровень - весь город из-за этой истории стоит на ушах, и хотя им реально жалко девочку, они не очень верят, что она ещё жива. Мать этого ребёнка ни в чём себя не ограничивает: и пьёт, и коксом с героином не брезгует, и водит мужиков - редкая сука, которая шлёт Патрика с подругой куда подальше. Да и полиция не горит желанием сотрудничать с ними. И только из-за тёти, которая очень любит свою пропавшую племянницу, они соглашаются продолжить расследование. Тут же появляются двое из ларца - опера, которым капитан полиции поручил взаимодействовать с Патриком. Появляется первая версия с наркоторговцем, на которого завязана мать девочки, но время идёт, ребёнок не находится, и чем дальше, тем больше, становится ясно, что с этим похищением что-то не так.
Главная интрига сюжета фильма "Прощай, детка, прощай" выясняется только к самому финалу, и раскрывать её никак нельзя. Но можно сказать, что картина эта посвящёна теме справедливости, это, по большому счёту, социальная драма. Главный вопрос, которые она ставит перед зрителем: возможно ли творить справедливость в обход закона? Когда закон повелевает делать так, как он предписывает, а всем вокруг ясно, что это несправедливо. Прав закон или правы люди, которые указывают закону на его несовершенство? Этой теме посвящены тысячи фильмов, и первый, который приходит на ум: "Крёстный отец". Когда Аль Пачино становится новым крёстным отцом, зрителю ясно, что он получает не только плюшки, которые предоставляет власть, но и некоторые обязанности, от которых очень скоро его блевать затошнит. Потому что творить справедливость безнаказанно, оказывается, нельзя. И помогая одной стороне конфликта, ты автоматически ущемляешь другую, у которой просто другая правда, но - тоже правда, ничем не хуже той, которую ты защищаешь. У каждого своя правда, а истины не знает никто. Вот поэтому закон, даже если он кому-то кажется слишком свирепым, или наоборот чересчур мягким - это единственная возможность соблюсти хоть какое-то подобие справедливости. Записано так - значит, давайте всегда поступать так, без исключений. И Шарапов из "Места встречи изменить нельзя", и кровавый Путин тут правы - если не требовать жёстко исполнения закона, очень скоро наступит такая справедливость, что мало никому не покажется, все кровушкой умоются. Но девочку - да, жалко. Конечно, жалко.
Пока, господа и дамы. Счастья, здоровья, ума и совести, и всяческого благополучия.