Текстовая версия выпуска
Здравствуйте, господа и дамы!
Сегодня у нас фильм 1997 года, режиссера Коста-Гавроса "Безумный город". Фильм этот провалился в своё время в прокате, но, как я могу ответственно засвидетельствовать, и сегодня смотрится великолепно. В первую очередь из-за актёров - Дастин Хофман играет здесь журналиста, который выпал из обоймы, и скромно работает на маленьком телеканале. Но, конечно, не прочь вернуться в большой секс, если можно так выразиться. Его партнёром в фильме "Безумный город" стал Джон Траволта, и скоро мы поймём, что главный герой фильма - это именно он. Траволта играет скромного охранника в городском музее, которого недавно уволили - музей заведение, обычно не приносящее прибыли, и руководство решило, что два охранника для охраны пыльных экспонатов это чересчур. Но давайте начнём с начала.
Итак, репортёр Макс Брэкетт выезжает в местный музей - он что-то слышал об увольнениях, но тема его не очень интересует - большого хайпа из нее не выжмешь. Немного скрашивает эту поездку лишь стажёр, точнее (говоря современным языком) стажёрка - весьма симпатичная девушка. () Он так и делает: берёт интервью у директора музея, и уже собираясь уходить, заглянув на дорожку в туалет - вдруг слышит нечто странное. () Это уволенный охранник Сэм пришёл поговорить с начальством, ну и, на всякий случай, прихватил с собой дробовик. Наш репортёр тут же просекает, что из этой истории можно сделать такую конфетку, которую ещё долго будут обсасывать по всей стране, тем более, что в музее в этот момент с экскурсией находятся дети. Медийная машина заводится, срывается с места и и вот уже объявлено, что бывший охранник взял детей в заложники. А за рулём этой адской машины сидит он - Макс Брэккет, он ведёт прямой репортаж по телефону, из туалета. Именно оттуда, из туалета он слышит, первый выстрел, раздавшийся в здании музея. И выстрел неудачный - Сэм хотел только припугнуть начальницу, и выстрелил мимо, но попал - что называется, и в прямом и в переносном смысле. Попал в живот своему напарнику и другу, который как раз подходил к двери. И попал в историю, которая теперь будет развиваться совсем не по его правилам. Сэм довольно скоро вычисляет туалетного репортёра, и тот даёт обещание вытащить беднягу из этой переделки. Ну и, попутно, конечно, сделать главный репортаж своей жизни.
Я не зря двумя предложениями выше назвал медийную машину адской - кто бы мог подумать ещё десять лет назад, в какой кабак выродятся так называемые средства массовой информации. Они и тогда не были мягко говоря, образцами человеколюбия и порядочности, но то, что они творят сегодня - это мрак окончательный и бесповоротный. Мы в очередной раз достигли дна, но в нём опять обнаружили дверку с лестницей, уходящей далеко-далеко вниз. Фальшивые письма, стиральный порошок в пробирке мы проходили, пранки с разводом почти всех мировых политиков - проходили. В принципе, осталось поставить на поток фейковые видео-новости, и всё - доверие к СМИ можно будет считать окончательно утерянным. Видимо, очень скоро мы убедимся, что вся, абсолютно вся информация, которая поступает к нам из сети, из телевизора и радио - фейк, доверять нельзя будет никому. Ну, проверить объявление, что, скажем, 1 сентября в таком-то регионе будет объявлен сухой закон - ещё можно, приходишь в магазин за пивом, а там полки закрыты, и продавщица орёт - алкоголь не продаётся! А как, например, проверить, что Америка до сих пор существует? Слетать в Лос-Анджелес? Давайте всей страной полетим, проверим. То-то они там нам обрадуются. А если серьёзно, что будет, когда люди повсеместно и окончательно разуверятся в том, что им говорят правду - не знает никто. Появятся, конечно, осведомлённые люди, но и им веры не будет, потому что любого осведомлённого тоже можно купить... Представьте себе это тотальное неверие, всех ко всем, и к миру вокруг. (В скобках замечу - будет, видимо, и некий положительный эффект от этой катастрофы - мы опять станем доверять только своим, своей семье, своим старикам, своим соседям, то есть тем, кто точно не хочет на нас чем-то поживиться) В принципе, за возвращением к такой архаике нужно ждать оттока людей из городов и даже общего отказа от письменной культуры - когда люди "не доверяют словам, написанным на бумаге", как говорилось в одном фильме, тогда и сама бумага не очень-то нужна, разве что туалетная. Задачка для будущих социологов: во что превратится наш мир, если люди будут относится к новостям, как к художественному фильму, может даже и обливаясь слезами, но точно понимая, что по вымыслу... В общем, ладно, что-то я далековато забрёл...
В фильме "Безумный город" режиссёр Коста-Гаврос отказался от чёткого жанра. Это и социальная драма, и драма экзистенциальная, местами это комедия, и даже в чём-то трагедия - в том смысле, что главный герой не просто противостоит конкретному злодею, а борется с какой-то высшей несправедливостью, с, если хотите, богом информации, выскакивающим из медийной машины. Я читал отзывы зрителей, и хоть Траволту там все ругают, мне лично он очень понравился - казалось бы, актёр этот сыграл много разноплановых ролей, и ждать от него открытий не нужно, но так натурально изобразить увальня, деревенщину, среднего, даже маленького человека, которого незаслуженно обидели - это действительно надо уметь. Там есть момент, когда этот маленький человек не выдерживает прессинга, и ломается - когда он из пусть недалёкого, но доброго и покладистого мужика вдруг превращается в злобного, мелочного, противного зверька. Бормочет что-то там про деньги, которые ему все должны, и вообще словно сбрасывает с себя бремя цивилизации. Мне кажется, когда мы перестанем верить миру, мы неизбежно станем в чём-то на него похожи. На дай бог, не дай бог.
Пока, господа и дамы. Счастья, здоровья, твёрдости духа и разборчивости ума.