Текстовая версия выпуска
Здорово, господа и дамы! Сегодня у нас фильм 2011 года, режиссёра Марка Форстера "Проповедник с пулемётом". Отличное название, точно передающее суть картины. Никаких аллюзий, метафор и коннотаций - чистая, очищенная от рефлексий, функция - прямо, откровенно, в лоб. Главную роль в этом прямом, как гвоздь, фильме исполняет Джерард Батлер - актёр, который в последнее время снимается преимущественно в патриотично-пропагандистском американском кино, но мы его за это не будем осуждать. Мы же понимаем, что американцам, так же, как и нам, так же, как и всем прочим людям, для того, чтобы жить нормально, для того, чтобы вставать утром и идти на работу, для того, чтобы растить детей, почитать родителей, строить дом и садить деревья - для всего этого нужно любить свою родину, и желать ей всего наилучшего, в том числе победить врагов. Опустим тот странный момент, что в ядерную эпоху враги - они, в основном, внутри страны бывают, за рубежом живут исключительно - партнёры. В общем, Джерарда Батлера необходимо понять и простить.
Итак, один придурок по имени Сэм Чайлдерс выходит из тюрьмы, куда абсолютно закономерно привела его разгульная жизнь городского раздолбая. Выйдя на свободу, Сэм собирается заняться привычным делом - бухать, колоться, нюхать, драться и грабить всех, кто не спрятался. Правда за время отсидки что-то случилось с женой Сэма. Она почему-то бросила невероятно перспективную работу стриптизёрши и устроилась на фабрику банальной упаковщицей, ходит в церковь, и с какой-то странной задумчивостью смотрит на Сэма. Во время очередного буйного веселья Сэм убивает какого-то бродягу-индейца, и его, наконец, прорубает - он чётко понимает что достиг дна в своём падении, и дальше только смерть. Жена уговаривает его пойти в церковь. и принять крещение. Сэм устраивается на работу, даже открывает маленькую, но собственную, строительную компанию, в его семье наступает покой - однажды он заходит в бар, где встречает старого другана, который прежних привычек не бросил, и уже с утра под корягой. Как-то в церкви Сэм слышит следующее (...). Обычный человек подумал бы так: да, нелегко живётся в Африке, слава богу, моим детям повезло родиться в Америке. Может, даже помолится бы о спасении душ несчастных африканцев. Но Сэм - не обычный человек, он думает, думает, и, наконец, придумывает. В Африке Сэм видит страшную картину. Помимо того, что бедным африканцам нужны деньги, их ещё и день за днём убивают - местные оппозиционеры (назовём их так) буквально терроризируют местное население. И больше всех страдают дети. Сэм возвращается домой, и решает построить церковь. А когда приглашённый проповедник не приезжает, он сам читает проповедь. Для него это своеобразный зарок - он строит церковь для того, чтобы бог благословил его там, в тысячах миль от дома, в Африке, построить приют для детей. И он строит этот приют. Но когда привозят очередного окровавленного ребёнка, Сэм понимает, что убийцы не будут слушать проповедей, и тогда ему приходится взять в руки пулемёт. Потом он опять поедет домой, будет искать деньги на самое необходимое для своих африканских подопечных, будет психовать, когда его не понимают. А его уже никто не понимает, даже жена и дочь. Помощь людям, живущим на краю света становится для Сэма манией, болезненной страстью. Он доходит до края и в этой своей мании - и делает простой логический вывод: если дети так страдают, зачем бог это допускает? Значит, ему это зачем-то надо? Значит, бог не так добр, как мы думаем?
Это правильные вопросы, которые терзают каждого горячего сердцем человека. А Сэм - человек очень горячий, ему от жизни всегда нужен наркотик, любой наркотик. Когда Сэм гробил себя героином и алкоголем, он делал это так же самозабвенно, как потом помогал детям. Эта черта, во всём дойти до края - это очень русская черта. Достоевский в "Братьях Карамазовых" пишет: "У живописца Крамского есть одна замечательная картина под названием «Созерцатель»: изображен лес зимой, и в лесу, на дороге, в оборванном кафтанишке и лаптишках стоит один-одинешенек, в глубочайшем уединении забредший мужичонко, стоит и как бы задумался, но он не думает, а что-то «созерцает». Если б его толкнуть, он вздрогнул бы и посмотрел на вас, точно проснувшись, но ничего не понимая. Правда, сейчас бы и очнулся, а спросили бы его, о чем он это стоял и думал, то наверно бы ничего не припомнил, но зато наверно бы затаил в себе то впечатление, под которым находился во время своего созерцания. Впечатления же эти ему дороги, и он наверно их копит, неприметно и даже не сознавая, — для чего и зачем, конечно, тоже не знает: может, вдруг, накопив впечатлений за многие годы, бросит всё и уйдет в Иерусалим, скитаться и спасаться, а может, и село родное вдруг спалит, а может быть, случится и то, и другое вместе."
Необходимо заметить, что фильм "Проповедник с пулемётом" снят на основе реальных событий. Настоящий Сэм Чайлдерс прямо сейчас продолжает помогать африканским детям, не знаю уж, с пулемётом или с библией в руках - но кажется, он всё же примирился с богом по всем возникшим вопросам.
Пока, господа и дамы. Счастья, здоровья, мира в душе, и во всём мире.