Текстовая версия выпуска
Здорово, господа и дамы!
Сегодня у нас фильм древнего 1992 года (мама дорогая, как давно это было...) режиссёра Рона Ховарда "Далеко-далеко". Но несмотря на то, что 92-й год давно скрылся в тумане времени, фильм этот, уверяю вас, более чем достоин внимания. Отвечаю, в натуре, как говаривали в 92-м году. Это сейчас у нас безответственное время на дворе, а тогда "отвечать", это сокращённое от "отвечаю за свои слова" - приходилось буквально на каждом шагу. И хоть я чаще всего с тяжёлым чувством вспоминаю 90-е - в том, что там больше следили за языком, больше уважали молчание, тому времени отказать никак нельзя. Это сегодня повсеместно считается, что слова ничего не значат (даже не те слова), за текст нельзя наказывать, "а чё такова, чё сказать нельзя" - вот это всё. Мне всё же кажется, что если за не те слова не наказывать, то эти слова потеряют силу. А если слова потеряют силу - зачем они тогда нужны? Я думаю, что когда мы с вами отправимся в лучший мир, когда нас спросят, как мы тут жили-были - отвечать придётся не только за то, что мы сделали, но и за то, что мы написали и сказали. Мало того, я считаю, что отвечать придётся и за то, что мы подумали, за мысли (особенно за потаённые). Ну да, это тема другого, более серьёзного разговора.
Итак, деревенский валенок Джозеф Доннелли живёт в Ирландии (что уже само по себе несладко), и крайне беден. Мало того, у него умирает отец. К тому же его семья задолжала за аренду земли местному лендлорду, и управляющий объявляет, что они больше не могу работать на ней и даже сжигает их дом. Джозеф хочет отомстить, и отправляется к лендлорду, чтобы убить его. Но, во-первых, он знакомится с молоденькой дочкой лендлорда Шеннон, и она, кстати, не кажется ему очень уж миленькой, потому что тут же чуть не протыкает его вилами, а во-вторых, старое ружьё выходит из строя, и убийство не удаётся. Управляющий тоже бьёт клинья к Шеннон, и с её родителями у него полное взаимопонимание. Вот только сама девушка - полна решимости вырваться из замшелого сельского мирка и убежать в Америку. Дело происходит в конце позапрошлого века, Америка тогда для всего мира была страной обетованной (впрочем, и сейчас для некоторых является, но тогда она была просто синонимом новой, прекрасной жизни). Она понимает, что одной преодолеть этот путь будет трудновато, и предлагает Джозефу составить ей компанию. Они плывут в Бостон, чтобы оттуда отправиться дальше, на Запад, где полно свободной земли. Начав путь просто компаньонами, они переживают вместе множество трудностей, и в конце концов понимают, что даже вся земля мира им не нужна, если они не будут вместе.
Да-да, это мелодрама. Но не только мелодрама - снятая в декорациях Америки столетней давности, она плотно прошита духом авантюризма. Духом открытий - новых земель, новых мыслей, новых чувств. А так как в начале 90-х наша страна тоже вступала в новый, доселе невиданный, мир - то и наш зритель этот фильм полюбил и запомнил. Не настолько, конечно, чтобы считать его безусловным шедевром - это не шедевр, но безусловно фильм, который можно полюбить, а такие фильмы (которые можно полюбить) - очень часто важнее шедевров. Том Круз и Николь Кидман, сыгравшие главные роли, справились на отлично, хотя именно к ним у тогдашних критиков был самые главные претензии. Эти критики просто не видели фильмов, которые Голливуд снимает сейчас, иначе бы носили тогда Круза с Кидман на руках. В общем, это самое большое кино, которое сегодня уже не снимают, с подробным, наполненным деталями, сценарием, с мощным видеорядом, в котором и ирландская деревня, и бостонские трущобы выглядят исключительно аутентично. Но и аутентичность не очень важна, важнее то, что это то самое большое кино, в котором даже не хочется искать какой-то неточности или недостоверности, потому что общий замысел и его воплощение захватывают зрителя целиком. Даже если смотреть не на большом экране, а на обычном, телевизионном. Ну и конечно, очень подкупает сквозная идея земли - места, где ты чувствуешь себя дома, где будут бегать твои дети, и для них эта земля тоже станет домом, родиной. Мы же тоже - дети переселенцев. Может быть, в России и есть люди, которые знают свой род до двадцатого колена, и весь этот род всегда жил на одном и том же месте. Большинство же - перемещалось.
Я лично точно знаю, что мой пра-прадед был из тех, кто осваивал Сибирь, он тоже может считаться человеком фронтира. Одним из тех, кто двигал границу освоенных земель дальше и дальше, в степь, в тайгу, в тундру. Не для того, чтобы завоевать и вернуться домой с добычей, как поступали, например, британские колонизаторы - нет, для того, чтобы остаться жить тут, на освоенных землях, дать начало новой малой Родине, лечь тут в землю. Эта почвеническая идея тоже совсем исчезла из современного кинематографического дискурса. Но из мозгов людей, вот из моего, например, собственного мозга - всё же исчезла не совсем, и это, я считаю, хорошо.
Пока, господа и дамы, сегодня мы вспоминали фильм 1992 года "Далеко-далеко", который отлично смотрится и сегодня. Счастья, здоровья, крепкой, твёрдой земли под ногами, ну и, как там по Канту: морального закона внутри и звёздного неба над головой.