Текстовая версия выпуска
Здорово, господа и дамы!
Вот я тут распинаюсь про хорошее американское зрительское кино. А ведь большинство фильмов производится не только в Североамериканских Соединённых Штатах (как их называли в 19 веке, и они были нам большие союзники и друзья). Большинство фильмов сейчас производится в рамках так называемой ко-продукции, в которой участвуют киностудии разных стран. Например, вы знаете, что прошлогодний хит "Веном" преимущественно китайский? В эпоху глобализации (а у нас глобализация, не смотря даже на то, что мистер Трамп в твиттере пишет) капитал, который нужен для производства зрелищного, дорогого кино - может быть любым, важно другое - то, что когда большие дяди с баблом вкладываются в производство кино, им совсем не важны все эти наши стенания про бездуховность, отсутствие правильных, хороших мыслей и высокодуховных героев - они хотят, чтобы их деньги вернулись сторицей, а значит, это кино должно быть сделано в лучших традициях Голливуда - который до сих пор является главной мировой фабрикой по производству кино-контента, а самое главное, до сих пор лучше всех продаётся. А, стало быть, всё это зрительское кино остается голливудским и американским вне зависимости, от евро, юаней, рублей или тугриков, которыми оно финансируется. Пример тому и сегодняшний наш фильм - картина 2017 года, режиссера Мартина Кэмпбела "Иностранец". Съёмки этого фильма проходили в Великобритании и Ирландии, деньги дали в том числе и китайцы, сценарий и режиссура - под контролем американцев, а в главной роли вообще Джеки Чан.
Дело происходит в Лондоне. Начинается фильм с того, что пожилой Джеки Чан подвозит свою очаровательную дочку в магазин, где та собирается купить себе платье для выпускного вечера. Дочка уже взрослая, у неё есть бойфренд, что, конечно, немного напрягает папу, и каждый папа его поймет, но джеки чан старается держать себя в руках. Девочка идёт в магазин, отец отъезжает от тротуара, но тут впереди стоящая машина резко сдаёт назад, и только Джеки Чан выходит из машины, как... В это время помощник британского министра по делам Ирландии Пирс Броснан приятно проводит время с любовницей, но ему приходится отвлечься, потому что сначала звонит сначала жена, а потом и его начальница, которая требует навести порядок на подведомственной территории, потому что уже известно, что ответственность за теракт взяла на себя Ирландская республиканская армия. Убитый горем отец идёт к начальнику полиции. и пытается узнать имена тех, кто может быть причастен к теракту. Начальник полиции, видя перед собой азиата, задаёт встречный вопрос. Однажды по телевизору отец видит интервью того самого помощника министра, из интервью выясняется, что он сам - в прошлом член ИРА, и знает там всех, кого надо и не надо. Отец погибшей девочки звонит ему. Что ж, приходится ехать в Белфаст, чтобы спросить понастойчивее. Помощник министра пытается выяснить, кто же такой этот настырный китаец, и то, что он узнаёт, его совсем не радует.
Понятно, что Джеки Чан наведёт шороху в Северной Ирландии, узнает всё, что ему нужно узнать, и накажет всех, кто виновен. И ему в этом не помешает даже полное отсутствие актёрского таланта (он там полфильма смотрит остановившимися, типа, от горя глазами, а вторую половину - по привычке прыгает и машет руками и ногами) Однако, фильм "Иностранец" - это не "Рембо-Первая кровь", и в первую очередь из-за специфики ирландско-британского конфликта. Вторая сюжетная линия касается героя Пирса Броснана, того самого помощника министра по делам Ирландии. Человека, который, несмотря на не очень-то привлекательный образ в фильме, в общем-то находится на стороне добра, он пытается урегулировать конфликт мирным путём, без крови. Именно против него ополчается ирландское подполье. И, с одной стороны подпольщики в своём праве - он предал идеалы ИРА, он продался англичанам. Представить такое у нас во время Великой Отечественной войны - ну, какой может быть сочувствие предателям? Но то у нас... С другой стороны, ну, тогда сказав "А", надо сказать и "Б" - собирать не террористическую, а самую натуральную, регулярную армию, и идти на Лондон штурмом. Или строить оборонные сооружения на побережье, и отражать атаки англичан. А то взрывать мирных жителей - это как-то не комильфо, то же самое, что палить из пушки по коровьему стаду. Для устрашения? Ну, если вы только так можете заставить себя уважать... В общем, помимо стрельбы и драки, в которых так привычно видеть Джеки Чана - тут у нас ещё драма человека (того, которого играет Пирс Броснан), пытающегося усидеть на двух стульях, и пытается он это сделать не только для себя, любимого (хотя для себя, конечно, в первую очередь, он не идеалист, тоже хочет вкусно кушать и нормально жить), но и для своего народа. Да, он не самый принципиальный человек на свете, но на какое-то время он же остановил волну террора, столько людей спас от лютой смерти...
А вообще, конечно, Ирландия интересная страна, особенно в своём кинематографическом изображении. Ирландцы выступают в роли таких цивильных русских - непредсказуемые, непокорные, пахнущие виски и крепким пивом, рыжие через одного. И их тлеющую идею независимости и ту же Ирландскую республиканскую армию вполне можно понять - ну, пассионарии они, скорее сдохнут, чем покорятся. Именно поэтому, видимо, так неожиданно прозвучала, например, новость, что в Ирландии приняли закон, разрешающий гей-браки. А как же десятилетиями культивируемый образ ирландского мужика, которому море по колено? Это ж теперь надо всю национальную идентичность формировать заново. Что ирландцы, например, вовсе не брутальные, витальные и пассионарные, а наоборот, печальные, волоокие, трогательные и нэжные. В общем, надеюсь, придёт время, и Ирландия придёт в себя. Вспомнит своих героев, своих рыжеволосых сыновей и дочерей, которые даже став, например, американцами, остались в душе неукротимыми ирландцами, вспомнит свой образ, который знают во всём мире, старательно поддерживаемый в том числе и средствами кинематографа, и ещё покажет всем, как надо жить, пить и любить.
Пока, господа и дамы! Счастья, здоровья, пятёрок по поведению.