Текстовая версия выпуска
Здорово, господа и дамы!
Сначала зарисовка из личной жизни, интересная, с хорошим концом, по-нашему - с хеппи-эндом. Недавно случилось так, что я что-то приуныл... И без всякой на то причины - вроде и жив и здоров, и вроде жить не тужить, а как-то оно всё не так, всё как-то через одно место. И в моей личной, индивидуальной жизни, и в жизни моей страны, и даже в жизни моей планеты. Даже на Путина смотришь в новостях - довольный такой, спокойный, очень уверенный в нашем успехе человек (и, кажется, не по должности, а вообще, сам по себе) - а у меня вот уверенности, что всё нормально, почему-то нету. Стабильности нет, как говорилось в одном старом советском фильме. Или как у Балабанова в фильме "Война": куда ни глянь, тоска... А ведь нельзя так, нехорошо, не правильно, не здорОво и не здОрово. Херово это, прямо скажем. И ничего особенно не поделать, ведь уныние это такая штука - привяжется, не отвяжется, и свалится непонятно откуда, и захомутает непонятно за что. Хотя, за что и откуда, примерно понятно - всё из-за ленности и недостаточного самопринуждения, короче говоря, сам в своём унынии виноват, но от этого как-то не легче. И тут вдруг я прочитал одно из наставлений Святителя Игнатия Брянчанинова. Это случилось не потому, что у меня всегда в кармане сборник изречений святых старцев, и я их цитирую направо и налево, долбая окружающих, не давая им спокойно жить - просто в интернете попалось. Так вот, Брянчанинов двести лет назад пишет: «Не очень заглядывайся на обстоятельства жизни, – не стоЯт они, – идут, быстро мчатся, сменяются одни другими. И сами мы мчимся к пределу вечности! А кто заглядится на обстоятельства, кому они представляются недвижущимися, – удобно впадает в уныние. Кто же видит, что всё летит и сам он летит, тому легко, весело на сердце». И стало мне от этих слов легче, приятней и как-то смелее, что ли. Так что, всё летит к одному-единственному итогу, и мы летим, так что на крыло, господа и дамы! Земля, прощай, в добрый путь!
Сегодня вспомним хорошо забытый, а значит почти новоый фильма 2004 года, режиссёра Александра Пэйна "На обочине". Что знаю, расскажу, чего не знаю, врать не буду. Кстати, странная штука - есть такие фильмы (и книжки, конечно, в общем, произведения искусства), о которых, как ни рассказывай, самого главного не расскажешь. Они не поддаются пересказу, как морской песок, проскользнут меж пальцев и дальше лежат на берегу, смотрите, копайтесь, грейте филейные части, но даже не пытайтесь выразить свои ощущения, слов не хватит, и толку не будет. Но я всё же попробую. Итак, что мы имеем - мы имеем человека среднего возраста по имени Майлз - учителя литературы, которого не так давно бросила жена, который очень любит вино (и разбирается в нём), и только что закончил книгу. Закончил-то закончил, да вот из издательства ответа пока нет, а без издательства что это за книга? Книга без издателя, а стало быть, без читателя - как рыба без воды, не живёт, а наоборот - лежит кверху брюхом и неприятно пахнет. Чем очень расстраивает автора. Но тут лучший друг Майлза, актёр Джек собрался жениться, и перед свадьбой, которая уже совсем скоро, в субботу - друзья собираются прошвырнуться по винному краю Северной Америки - Калифорнии. Попробовать всякого разного вина, может, с кем-нибудь познакомиться, то-сё, развеяться, вспомнить, что ещё живы и относительно молоды. Впрочем, Майлз, как истинный ценитель вина, едет именно что на дегустации - а вот Джек настроен более решительно, в вине он ничего не понимает, пить - пьёт, но без понимания, без идеи. Он воспринимает поездку именно, как мальчишник, а мальчишник без девушек - деньги на ветер. Он вообще очень прямой парень этот Джек, даже можно сказать, туповатый, а если ещё точнее - тупой. Но он точно знает чего хочет - он боится жениться, боится, что это ограничит его свободу (в этом он прав, так и будет), и эта поездка для него - последний шанс урвать свободы столько, сколько он сможет унести, чем больше. тем лучше. Они знакомятся с девушками, и девушки эти оказываются славными, хорошими девушками, каждая со своей историей неудач. Но друзьям, хоть и по разным причинам, не хочется нырять в психологические глубины. Джек ищет быстрого секса, даже если он сопряжён с проблемами - а Майлз так сосредоточен на своих страданиях, что на чужие проблемы просто не остаётся ни времени, ни сил.
О вине в фильме говорят много, но говоря о вине, как и все, кто чем-то очень уж увлечён, и рассказывает о своём увлечении - неминуемо проговариваются о себе, о своей боли, о своих страхах и мечтах. Это фильм - о людях, которые чувствуют себя неудачниками, совсем не являясь неудачниками. При взгляде на них со стороны, не скажешь, что они сидят на обочине жизни. Но чувствуют они себя именно как неудачники, лузеры, которым ничего не удаётся, и ничего в жизни не светит... Да что ж такое... Ну, не получается рассказать об этом фильме - весь его смысл и всё его очарование испаряются, как только пытаешься подобрать слова. Просто посмотрите его, и всё поймёте сами. Или не смотрите - придёт время, всё равно поймёте, чуть раньше, чуть позже, не важно. Вот например, наше всё, Александр свет Сергеевич, фильма "На обочине" по понятным причинам не видел, но написал так, словно видел и прекрасно всё обо всём понял:
«Если жизнь тебя обманет,
Не печалься, не сердись!
В день уныния смирись:
День веселья, верь, настанет.
Сердце в будущем живет;
Настоящее уныло:
Все мгновенно, все пройдет;
Что пройдет, то будет мило.»
Пока, господа и дамы! Счастья, здоровья, замечательных фильмов и светлых мыслей.