Текстовая версия выпуска
Здорово, господа и дамы!
Меня часто спрашивают (особенно в фейсбуке) "о чём вы думаете"? На самом деле, конечно, никто у меня ни о чём не спрашивает, кроме как "Где наши деньги, лебовски", но... Думаю я о том, господа и дамы, что интересующее нас в рамках этой небольшой программы, голливудское кино - оно, на самом деле, кино соцреалистическое. Как бы иронично это сегодня не звучало. Был такой обруганный всеми термин в русской истории искусств 20 века - социалистический реализм, но уже более 30 лет такого термина нету. А жаль нету. Потому что хорошее кино для взрослого семейного человека, устающего на работе и уже даже по жизни немного устающего... Не такое кино, где всё плохо, страшно, тяжело, с компромиссами и унижениями - это обычно, наоборот, называется "социальная драма", она призвана поведать нам ПРАВДУ... А такое, где живут по совести, по чести, по справедливости, по милосердию, светло, широко, со смыслом и душой - так, как всем, кроме коллективнага актуальнага кинокритика антона долина, хочется жить - такое кино называется соцреализмом.
Соцреализм, понятное дело, иллюзия (как и социальная драма - иллюзия, несмотря на наличие сермяги) но придумана соцреалистическая иллюзия с фокусированием взгляда на
светлой стороне человека - и призвана она этого человека утешить, а также воодушевить на изменение жизни к лучшему. А как говорил кто-то, никак не могу вспомнить, кто: "мне мало, если искусство только развлекает, мне нужно, что бы человек под влиянием искусства становился лучше". Что может быть важнее для взрослого, семейного, уже немного уставшего от всей этой современной свистопляски человека? Утешение и воодушевление. Та самая ободряющая, вроде бы навязшая в зубах, но не теряющая привлекательности, фраза - "всё будет хорошо". У меня был друг, в одной из прошлых жизней, который говорил: "Ну, ты ведь понимаешь, что в конце концов всё будет хорошо?". Он умер не так давно. Да, я понимаю, Стас, так и есть, всё в итоге будет хорошо. Надеюсь, вы тоже это понимаете.
Сегодня у нас фильм Френсиса Форда Копполы 1997 года "Рейнмейкер" - по-русски "Благодетель". Я не хотел выходить за границу двухтысячного года, но очень уж хорош фильм, к тому же вполне современен. А ещё потому, что Копполу у нас знают все - наверное, нет в России человека, который бы не видел хотя бы "Крестного отца". Можно долго говорить, почему этот величайший фильм нашёл такой отклик в русской душе - то ли от вековечного недоверия к власти, и одновременно от постоянной нужды в авторитетах, то ли от жажды справедливости, которую (справедливость) всегда так соблазнительно вершить самому...
Ладно, мы же договорились, что не будем говорить о признанных шедеврах - наша задача выявить фильмы неочевидные, но однозначно достойные внимания. В "Благодетеле" Коппола собрал звёзд первой величины - Мэтт Деймон, Денни де Вито, Микки Рурк, Джон Войт, но и это не главное. Главным я считаю мастерство, с которым снят фильм - внимательность к деталям, а также моральную однозначность, которая именно в наше релятивистское время смотрится так актуально.
Итак, повествование ведётся от лица молодого, неопытного, и идеалистически настроенного адвоката Мэтта Дэймона, который нанимается на работу к прожжённому мошеннику от юриспруденции Микки Рурку. У молодого адвоката есть два клиента: старушка, которая хочет завещать свои миллионы какому-то телеведущему... и семья, в которой сын болен лейкемией, и скоро умрёт. Богатейшая страховая компания, которая могла оплатить парню операцию, этого не сделала, а теперь уже слишком поздно. От нового босса он также получает задание подписать контракт на защиту девушки, которую регулярно избивает муж. Внезапно, а на самом деле, вполне закономерно - по мощам, как говорится, и елей, к Микки Рурку приходят из ФБР, и он сбегает куда-то в тропики с накопленными деньгами, чтобы пить там с девушками мартини и веселиться - а молодой адвокат с чудаком-напарником оказываются в клетке с саблезубыми юристами страховщиков. В то же время он успевает снять квартиру у старушки-
миллионерши и влюбится в ту девушку, которую дубасит муж. Каждый из этих клиентов становится дорог молодому адвокату, он действительно хочет им помочь. Страховщики
пытаются замять дело, предлагают компенсацию, но молодой идеалист решительно настроен максимально наказать ублюдков. Тем более, что парень с лейкемией умирает, не дождавшись справедливости.
Можно сказать, что фильм "Благодетель" интонационно колеблется между серьёзным драматическим фильмом и лирической комедией, что, скорее всего, и повлияло на его
незавидную прокатную судьбу. С другой стороны, ведь в реальной жизни у каждого из нас тоже не бывает чистого жанра - утром мы заливисто смеёмся, а вечером вполне возможно, умоемся слезами, не дай бог, конечно. С третьей стороны - а не всё ли равно? Перед нами по-настоящему большое кино, в котором зло наказано, справедливость восторжествовала, и я, его зритель, укрепился в мысли, что главное в жизни - совсем не деньги, а люди, которые живут рядом и, конечно, нуждаются в помощи. А значит, есть шанс, что утром, входя в переполненную электричку, я не буду терять невосстанавливаемые нервные клетки из-за того, что какой-то придурок играет в телефон без наушников или какая-то дура заняла своей жопой сразу три места. Я вспомню фильм "Благодетель" и подумаю о том, что всем этим людям каждый день бывает страшно, грустно, трудно жить, и о том, что если бы они тоже посмотрели этот фильм, им хотя бы и на два часа - но стало немного легче.
Пока господа и дамы. Счастья, здоровья, пятёрок по поведению.