Текстовая версия выпуска
Здорово, господа и дамы!
Сначала немного серой реальности, а потом уже к яркому, захватывающему кинематографу. Видел недавно в электричке такую сцену: молодые люди, возрастом лет 16, наверняка, вчерашние школьники - после 9-го класса из нашего пригорода ездят в путягу - так вот они громко обсуждали какую-то обычную для этого возраста хрень, то ли компьютерные игры, то ли какие сетевые фишки, не суть - мне, как взрослому, спокойному человеку по большей части не нравится, как ведут себя молодые, но я понимаю, почему они себя так ведут - общая дурость, плюс гормоны бродят - в общем, молодые не совсем адекватны. Кстати, замечу в скобках, я не помню, чтобы мы, когда были в их возрасте, так себя вели, а значит, не только в гормонах дело, думаю, проблема ещё и в том, что в последнее время мы все действительно получили слишком много свободы, и немного, так сказать, распоясались. Ну да такое время на дворе, безответственное - а они новое поколение, и молодым у нас всегда дорога, надеюсь, из этой их постоянной экзальтации, постоянной эмоциональной, так сказать, эрекции что-то путнее выйдет в итоге. В общем, разговаривают они, смеются, и тут один из них, самый маленький, вдруг истерично-восторженно выкрикивает: "Да я вообще всё могу! Всё могу!". И этот пацан в чём-то прав. Он действительно многое может сделать - стать космонавтом уже, конечно, неактуально, но заработать кучу денег, получить в жёны самую красивую девушку в его микрорайоне, даже написать книгу, снять фильм, которые перевернут мир - он может, у него есть этот потенциал, а самое главное - у него есть время, в отличие от меня, например. У него просто тупо больше времени впереди, чтобы чего-то добиться. Я понимаю, когда наш президент говорит, что надо раскрепощать людей - свободные и уверенные в своих силах люди больше способны на движение вверх, на выпрыгивания из штанов, на завоевания новых рубежей, вообще от них можно ждать больше позитивных действий. Но и негативных, "подвигов", конечно, от них терпеть приходится больше. Но президент надеется, что позитивчик победит, будем надеяться вместе с ним. И всё же, если разобраться - этот паренёк не прав. Нет, пусть сейчас он верит в свои безграничные возможности, надеюсь, эта вера ему в чём-то поможет, и окружающим не навредит - но лет через десять и он тоже поймёт простую штуку: человек не всесилен, человек не всевластнен, в большинстве случаев он не всластен даже над самим собой. Человек слаб и нуждается в помощи. И человеку хорошо бы эту свою слабость понять, пока он не наломал дров.
Сегодня у нас фильм 2013 года, режиссера Дени Вильнёва "Пленницы". Пересмотрев все фильмы этого изначально канадского режиссёра (а сейчас он уже уверенно вышел на межгосударственный уровень), могу сделать смелое предположение, что "Пленницы" - его лучшая работа на сей момент. И вот почему. Арт-хаус, в котором он подвизался изначально, видимо, давал ему свободу высказывания, но не давал достаточной аудитории. В проектах последнего времени он получил в качестве аудитории весь мир, но явно потерял возможность говорить так, как он хочет, это чувствуется. Фильм "Пленницы" - некая пограничная черта, где режиссёру практически в полной мере удалось совместить оба подхода кинопроизводства, и подложить под отличное зрительское кино сложный, арт-хаусный подтекст. От этого выиграли все - зрители увидели великолепную картину с крепким сюжетом, глубокой моралью и прекрасными актёрскими работами, и с удовольствием наполнили кассу. Ну а фестивальные критики - получили возможность поломать копья в спорах, куда дальше двинется канадский самородок Дани Вильнёв.
Итак, Келлер Довер - человек, у которого всё под контролем. Он ещё достаточно молод, силён, уверен в себе. Он глава семьи, который точно знает, что делать даже в самой безвыходной ситуации, настоящий мужчина. Семья Довера - жена, сын и маленькая дочка - идут в гости к соседям, чтобы отпраздновать день Благодарения. Соседи - цветная семья с двумя детьми, одногодками детей Довера - глава этой семьи, Франклин, далеко не так суров, как Довер, он не корчит из себя Рэмбо, он мирный ветеринар, что, впрочем, не мешает им общаться. Всё, как обычно, вечеринка в разгаре. Старшие дети смотрят телек, родители дурачатся и выпивают, младшие дочери спрашивают разрешения прогуляться. Они живут за городом, можно сказать, в деревне, до дома Довера всего каких-то триста метров, и им разрешают, но через какое-то время родители обнаруживают, что дочки пропали. Ни в доме, ни рядом с домом их нет. Мужчины бросаются на поиски. Старший сын вспоминает, что видел странный фургон, стоящий на дороге, и именно на этот фургон впоследствии натыкается детектив Локи, который возглавляет расследование. Но когда он приближается к фургону, машина срывается с места. И тут же врезается в дерево. За рулём был парнишка лет 16-ти, но на вопросы детектива ответить он не смог - потому что не понимал смысла вопросов, слабоумный, непонятно, кто ему права выдавал - в общем инспектор вынужден был его отпустить. () Дни идут, через неделю шансы найти девочек живыми уменьшатся вполовину. Довер понимает это, и никак не может смириться со своим бессилием, он обвиняет полицию в бездействии, потому что уверен в виновности отпущенного паренька. Дело кончается тем, что он похищает парнишку, собираясь сам добросить его. Если понадобится, и с пристрастием.
Когда молодой человек вступает в жизнь, он уверен, что уж он-то точно не проиграет, что уж он-то выдержит всё на свете, и добьётся тех высот, каких достоин. Даже если будет бухать в три горла, колоться, нюхать и рассасывать всё то, что предлагает современная индустрия удовольствий. "Что меня не убивает, делает меня сильнее" - Ницше совсем не снюс имел в виду. Просто Ницше был очень гордый человек. Гордыня - так это называется. За свою гордыню великолепный мыслитель Фридрих Ницше заплатил сполна, в психушке. Чем более уверен человек, что он сильнее, умнее, непробиваемее других, тем больнее ему будет возвращаться в реальность. Когда он поймёт, что так же слаб, так же ничтожен, так же болен, как и остальные, эта гордыня сделает его боль невыносимой. Да, у нас есть свобода воли, мы можем поступать так, как хотим, и никто, даже сам бог, не вправе нам помешать. Но действуем мы в узком коридоре ограниченных возможностей, и даже за эти, "ограниченные" действия неминуемо нужно будет платить. Герой фильма "Пленницы" Келлер Довер - заплатил сполна. И тот пацан из электрички заплатит, и вы заплатите, и я заплачу.
Пока, господа и дамы. Сегодня мы говорили о фильме "Пленницы". посмотрите его - лично я давно не видел такого выдающегося кино.