Текстовая версия выпуска
Здорово, господа и дамы!
Был у меня один знакомый, так вот он оценивал все ситуации двумя словами: "приятно" и "неприятно". Подарили на день рождения тур в Тайланд - "приятно". Ударил машину - "неприятно". Удивительно твердолобый был знакомый, но по жизни у него всё было в порядке (и сейчас тоже, насколько мне отсюда видно), многие бы позавидовали - так что я его ни в чём не обвиняю, хорошо ему живётся, и слава богу. А вспомнил я его потому, что применительно к рассказам о кино, я лично воспитываю в себе способность не ругать последними словами или возносить до небес какие бы то ни было фильмы, а говорить всегда кратко: "мне понравилось" или "мне не понравилось". И всех призываю поступать так же. Так оно и для нервов полезнее, и для окружающих не так травматично. Сегодняшний фильм 2015 года режиссёра Ненси Майерс "Стажёр" мне понравился. Ну, а если понравился, значит хороший фильм. Всем срочно смотреть.
Началось всё с того, что пожилой человек Бен Уитакер, после того, как похоронил жену и ушёл на пенсию - увидел объявление о том, что разыскиваются пожилые стажёры. Компания, которая разместила объявление, занимается интернет-торговлей, в которой наш герой, ясен пень, ничего не понимает, как и во всём этом новом, сверкающем, мобильном мире. Работодатель даже резюме просит в видеоформате, разместить ролик-самопрезентацию на ютюбе и прислать ссылку. Бен получает место стажёра. Но, оказывается, руководительница этой фирмы, Джулс, даже не помнит о том, что они запустили социальный проект для пожилых людей. В общем, Бен попадает в стажёры к Джулс. Джулс - дитя нового времени, она живёт исключительно работой, с ребёнком сидит муж, а Джулс только и делает, что суетится, чем мешает не только работе компании, но и самой себе, своей семье. Бен, которого не напрягаясь играет Роберт де Ниро, смотрит на неё и её молодых сотрудников вроде бы с пониманием, но и с большим скепсисом - очень уж тупые у неё сотрудники, ну, правда тупые - это даже не вечно зелёная молодость, это какое-то тотальное понижение уровня интеллекта. Но Бен ничего, терпит - он просто наблюдает, и будучи каждый день рядом, помогая, потихоньку-помаленьку становится для Джулс не только незаменимым помощником в делах, но и настоящим другом.
Если уж в самом начале я вспомнил одного знакомого, вспомню и другого - он как-то сказал, что, мол, если я когда-нибудь стану, типа, мудрым, старым мудаком, и стану учить молодых, как им следует поступать, пристрелите меня сразу, не мучайтесь. И вот тут я, пожалуй, не соглашусь. Это сказано, конечно, красиво, но... Усердствовать в назиданиях - не комильфо, согласен, сам грешен по этой части, каюсь. Но иногда, если очень просят, дать совет юношам, обдумывающим житьё - разве это не даст плюсов в карму? Мы ж для вас стараемся, малятки, когда вырастете, тогда и будете сами решать, когда зарабатывать начнёте, тогда и... Ой, что-то меня опять, кажется, понесло. Не знаю, если бы у меня, когда я был молод, был человек, который прошёл долгий путь, седой и мудрый, который мог бы подсказать мне, как, где и что мне надо поправить в моей внутренней консерватории, мне кажется, я был бы ему благодарен. Такой учитель жизни, понимающий, что его рецепты, конечно, не всем помогут, не претендующий на истину в последней инстанции - но твёрдо уверенный в своих умозаключениях. Не старый пердун с седыми мудями, озабоченный только собственным геморроем, а человек, которому хотелось бы соответствовать, быть с ним вровень, учиться у него, и, может быть, даже чему-то в ответ научить его... В общем, "Если б молодость знала, если б старость могла" - прекрасная, хоть и горькая, поговорка, которая очень хорошо объясняет вечный конфликт поколений.
В фильме "Стажёр" меня лично не устроило только одно. Я отказываюсь понимать, когда в бочку мёда намеренно добавляют ложку дёгтя. К сидящему за столом Бену сзади подходит штатная массажистка и давай его наминать со всех сторон. У старика встаёт, и сидящие рядом молодые это замечают. Ха-ха, хи-хи, вы не такой уж и старый! Ну, вот зачем нужна была эта сцена? В фильма мало юмора? Нет, юмора там много, и он очень симпатичный, добрый и адекватный. Эта линия будто внедрёна в фильм потом, словно для какого-то соответствия каким-то дебильным новым требованиям, она никак не влияет на развитие сюжета, она ничего не добавляет к характерам персонажей. Ну, разве что говорит о том, что чем дальше. тем люди вокруг тупее, и зрители в том числе. Так зачем нужен этот эпизод? Зачем обязательно нужно пересолить, перепошлить? Новое поколение зрителей не может распознать юмор, если он не приправлен непременной пошлостью? Все стали тупые? Тупые захватили почту, телеграф, телефон? Это оккупация? Тупые нас захватили? И пытают нас пошлостью? Так, внимание, вопрос всем: что такое пошлость? Пошлость? Лес рук. Ладно, записывайте. Пошлость - это прежде всего чрезмерность, избыточность. Не только, конечно, это - пафос, с которым я иногда рассуждаю, тоже пошл, и я отдаю себе в этом отчёт, но в данном случае - пошлость именно что чрезмерность, избыточность. Сортирный юмор, ефрейторские шуточки, смешки ниже пояса - это пошлость, совершенно, повторюсь, неадекватная этому фильму, ненужная и вредная. А в остальном - "Стажёр" приятный, да-да, приятный, лёгкий фильм, его хорошо смотреть вместе с человеком, которому доверяешь. С близким человеком, с любимым человеком, с человеком, который реагирует на увиденное так же, как ты. Который смеётся тогда, когда и тебе тоже смешно, грустит, когда и тебе тоже грустно. Негодует, когда и тебе хочется всех подвзорвать. У каждого рядом должен быть такой человек. Не только для того, чтобы смотреть кино, для жизни, для счастья, и для психического здоровья.
Пока, господа и дамы. Счастья, здоровья, и в девках не засиживаться, и сердцем не стареть.