Текстовая версия выпуска
Здорово, господа и дамы!
Сегодня мы поговорим о фильме 1992 года, режиссёра Клинта Иствуда "Непрощённый". Я не буду рассказывать о премиях, которые получила эта картина, о тенях великих создателей вестернов, которым отсалютовал этим фильмом Клинт Иствуд. Сейчас, по истечении почти 30 лет, это неважно. А важно то, как этот фильм, снятый в прошлом веке отзывается сейчас, как он работает в головах современных зрителей. Не скажу за всех, особенно за тех, кто смотрит, в основном, новинки кино, за "племя молодое, незнакомое" - понимаю, высидеть два часа глядя на то, как три ковбоя поехали замочить двух ковбоев, трудно, но лично я очень хотел бы посмотреть фильм "Непрощённый" на большом экране, вместе с людьми, которые понимают, что такое настоящее кино.
Начинается эта история с того, что в борделе двое постояльцев чуть не убивают шлюху за то, что она позволила себе иронию насчёт невеликого хозяйства одного из них. Подруги пострадавшей вскладчину решают нанять киллера, который проучит козлов. Слух об этом распространяется по округе, и шериф городка запрещает ношение огнестрельного оружия на территории. Шериф - очень непростой человек, кем он был в молодости, не очень понятно, но, что называется, поучаствовал он достаточно. В это время на отдалённом ранчо живёт Уильям Манни, бывший убийца и злодей. Теперь он, каясь за прошлые грехи, и не ропща, выращивает свиней. Три года назад, оставив двух детей, умерла его любимая жена, которая и наставила его на путь истинный. К Уильяму приезжает некто Малыш Скофилд, который ищет напарника - он справедливо опасается, что ему одному не справиться с двумя ковбоями, которые порезали шлюху. Уильям сначала отказывается, но поразмыслив, решает всё же присоединиться, взяв с собой третьего участника - старинного партнёра по лихой молодости, чернокожего Нэда Логана. И это решение вызывает на свет божий демонов, которые только и ждали, когда Уильям их позовёт.
Похожую историю вполне можно снять и на отечественном материале, жаль с режиссёрами-постановщиками у нас беда... Да и со сценаристами, в общем, тоже. Есть какая-то ирония в том, что фильм "Непрощённый" вышел на экраны в 1992 году, в том году, когда бандитские 90-е в нашей стране как раз доходили до градуса бешеного торнадо. Я в том году был слишком молод для участия в серьёзных базарах, но рядовым бойцом вполне мог бы стать - бог миловал, может, потому и жив. Да-да, знаю, у моих знакомых тоже глаз начинает дёргаться, когда я почти любой разговор перевожу на 90-е... Но тут уж ничего не поделать, я считаю, что роль русских 90-х годов 20 века в том, что мы видим сегодня вокруг - огромна, мы напрямую наследуем этому страшному периоду нашей истории, вышли из него, как все писатели из гоголевской "Шинели". Это была настоящая революция, изменились все базовые ценности - всё, что до того было хорошим - стало плохим и наоборот. Был ты трудягой, человеком с крепкой профессией - стал лузером, который никто и звать которого никак. Был уродом, с которым никто разговаривать не хотел - стал, типа, бизнесменом, хозяином ларька на проспекте - хозяином жизни. Быть честным, порядочным стало и смешно и невыгодно, воровать и крысятничать - стало обязательно, если хочешь выжить. И все романтические бандитские саги о том времени - туфта, заражены этим вирусом, замазаны были все, чистеньких нет. То же самое было в начале 20 века, когда царя свергали. Только тогда всё же был пафос новой, лучшей жизни, и люди тянулись к этому пафосу, как к спасению - а в 90-х не было никакого пафоса, тупо выживали - сегодня сдохни ты, а завтра я, сегодня я разбогатею, а ты будешь мне ботинки чистить, без лоха и жизнь плоха. Те, кто были поактивнее, посмелее, поудачливее - разбогатели, в том числе за счёт тех, кто изо всех сил держался за прежние, уже неработающие нормы и правила - те или умерли, спились или ушли во "внутреннюю эмиграцию", был тогда такой странный термин... Это была яма. Яма, в которую ухнула вся страна. И выбираться из этой ямы мы будем ещё долго - думаю, нового общества, которое не будет иметь ничего общего с 90-ми лично я не дождусь.
Вот небольшой пример. Помню, у меня был дружок, Витька, он учился в институте в другом городе, привёз матери кофточку, говорит, вот мама - тебе кофточка, стоит 200 рублей. Мама его говорит: что-то дороговато. А он ей: ну, мне она в 170 обошлась, 30 - мой навар. Наверняка, ещё ехал-думал, сколько зарядить, 50 или 30? 30 нормально, по-божески, мать всё-таки. Этот Витька и сейчас жив, дети у него, внуки... Все эти люди живут вокруг нас, те, кто пережил эту революцию, прошёл через это скотство, они никуда не делись, рядом ходят каждый день. Что у них в голове? Когда из их голов выветрятся те демоны, которых разбудили в 90-е? Те же самые дьявольские угольки в глазах, как у Клинта Иствуда? Никто не знает. Да, нравы в чём-то смягчились - сейчас уже не бьют сразу в морду, как только повысил интонацию голоса. Но тот слом всех понятий, взрыв мозгов от несоблюдения полярности, когда плюс превратился в минус, и наоборот - это из людей так просто не вывести. Иногда я думаю, что всем нам, всем, кто каким-то боком застал 90-е годы - нужно помереть, чтобы новые люди, которые родились позже, могли начать всё заново. Надеюсь, очень надеюсь, что им это удастся. Вам удастся.
Пока, господа и дамы. Сегодня мы вспоминали фильм Клинта Иствуда "Непрощённый". Счастья, здоровья, хорошей памяти и хорошего кино.