Текстовая версия выпуска
Здорово. господа и дамы! Мы тут вспоминаем хорошее (американское, по большей части) кино, которое мы когда-то могли пропустить. Ну, или, если не видели, то с большим удовольствием готовы пересмотреть. Потому что кино это пока не потеряло ни привлекательности, ни смысла.
Сегодня поговорим о национальных особенностях, и о том, как они иногда неожиданно проявляются в киноискусстве. В замечательном фильме Алексея Балабанова "Брат" бомж Немец приводит Данилу Багрова на протестантское кладбище на Васильевском острове, и говорит, что это его родина, его предки тут лежат. Брат Данилы - наёмный убийца, которого зовут Татарин, в разговоре о спорном рынке не понимает, почему Данила спрашивает о каких-то немцах, которые потенциально могли бы там торговать. На вечеринке, когда пьяный Данила пристаёт к иностранцу со словами: "Музыка ваша американская говно, скоро мы вам всем козью рожицу устроим", девушка Кэт его оттаскивает: "Ты чё, он француз вообще". Ну и другие фразы из "Брата" всем хорошо известны. Эта пёстрая национальная палитра, в принципе, не подчёркивается, никак особенно не выделяется. но всё же хорошо работает на подспудном уровне: она говорит о том, что Россия - страна многонациональная, и несмотря на временные трудности и даже конфликты, все эти нации у нас чувствуют себя вполне нормально. Это первый и обязательный признак нормальной Империи. - когда центр развивает свои колонии, даёт им достаточно самостоятельности, даже воспитывает местные элиты, относясь с пониманием к их интересам. А вот Империя курильщика выглядит совсем иначе. Империи курильщика - это бывшие Британская или Французская империи, которые были построены по принципу: высасываем всё, до чего можем дотянуться, из провинции в центр, из периферии - в метрополию, к населению колоний относимся, как к недолюдям, унтерменшам. Пусть лижут сапоги белому господину, и благодарят, что живут в Великой Империи, над которой никогда не заходит солнце.
Сегодня у нас фильм 2002 года, режиссёра Филлипа Нойса "Тихий американец". Сюжет фильма, как и сюжет первоисточника, одноимённого романа Грэма Грина, развивается во Вьетнаме 50-х годов прошлого века, когда эта страна находится на перепутье - на юге ещё действует французская колониальная администрация, а вот на севере уже орудуют повстанцы-коммунисты. В столице пока ещё единого Вьетнама, Сайгоне, живёт пожилой британский журналист Томас Фаулер, изредка пишет какие-то статьи в британские газеты, но, в основном, занят тихой жизнью с молодой любовницей, вьетнамкой Фыонг. На ней Фаулер даже готов жениться, но вот незадача, в Англии у него есть жена, ревностная католичка, и она не даёт ему развода. Скоро в Сайгоне появляется молодой американец Пайл, который, как он сам говорит, занимается вопросами медицинского сотрудничества. Он с удовольствием беседует с пожилым журналистом, и однажды даже спасает его от верной смерти. Вот только этот Пайл очень уж настойчиво пристаёт к вьетнамской девушке Фаулера, и скоро выясняется, что он не такой уж "тихий" американец, как казалось в начале их знакомства.
Несмотря на то, что этот любовный треугольник действительно символичен - Фыонг символизирует Вьетнам, Фаулер - неких коммунистов, а Пайл - Соединённые Штаты Америки, всё же есть тут и небольшая натяжка. Журналист Фаулер - англичанин, причём англичанин, так сказать, эталонный - с утренним чаем и фирменным апломбом по отношению к "дикарям" - и никаких симпатий к коммунистам он по определению питать не может. А так - да, всё верно. После того, как Вьетнам начал выходить из подчинения французов, туда тут же, не снимая сапог, залезли американцы. Сначала зарядив прикормленного генерала Тхе, а чуть позже, в 60-х в буквальном смысле организовав вторжение. И образ неловкого и романтически (а также демократически, куда же без этого) настроенного американца, как его описал писатель Грэм Грин - очень точен, тем более, что по ходу дела этот тихий американец оказывается жёстким и принципиальным проводником прогрессистской политики Америки. А свидетелями этой политики были не только вьетнамцы, но и мы с вами, когда наблюдали и Ирак, и Ливию, да и Советский Союз, кто помнит - страны, которые просто рухнули после "демократической помощи" заокеанских друзей. Фильм "Тихий американец", кстати, больше года не пускали в прокат, потому что тогда как раз произошла трагедия с башнями-близнецами, и фильм о том, как именно американцы распространяют демократию по всему миру, показался продюсерам чересчур откровенным.
Забавно также, что все герои этой мелодраматически-политической истории - люди, скорее, неприятные. Ни один из них не вызывает стопроцентной симпатии зрителя. Фаулер - британец, у которого в его выпуклых глазах вместе со старческой печалью всегда висит некоторое презрение к унтерменшам - актёр Майкл Кейн, может, и не собирался очень уж наглядно демонстрировать эту британскую национальную черту, но получилось всё равно очень натурально. Пайл - поначалу вроде привлекательный, простоватый юноша, но по итогу-то стопроцентный злодей, даже если и прекраснодушный, потому что прекраснодушный злодей - вдвойне опасен. Даже вьетнамка Фыонг небескорыстна - она не любит ни Фаулера, ни Пайла, она просто хочет уехать в метрополию, устроить свою жизнь, что называется, дорого и богато. То есть стремится всего лишь повыгоднее продать свою молодость и красоту. И вроде бы все они получили по заслугам - но вот только когда за свои косяки расплачиваются люди - это касается только этих людей, ну ещё небольшого круга их близких. А когда за свои косяки расплачиваются государства, прилетает всем жителям этих государств, вне зависимости от того, кто из них реально накосячил, а кто - нет. С точки зрения, например, британца, американца или ещё какого-нибудь француза - да и пох, дикари - они и есть дикари, интересны только в смысле дойной коровы. А вот с точки зрения нормального человека - нет, не пох, "дикари и цивилизаторы" на самом деле существуют только в голове этих самых цивилизаторов, и нормальным людям иногда по этой голове приходится хорошенько постучать, чтобы в очередной раз выбить из неё эту дурь. Иначе ведь это голова не понимает.
Пока, господа и дамы. Сегодня мы вспоминали замечательный, умный и со всех сторон интересный фильм "Тихий американец". Посмотрите его, он несомненно стоит вашего внимания.