Текстовая версия выпуска
Здорово, господа и дамы!
Есть такая философская максима: "чем больше я знаю, тем меньше я знаю". Известная сократовская фраза "я знаю, что я ничего не знаю" как раз об этом. Самые известные, и, казалось бы, уж точно святые - православные старцы, не уставали говорить, что их грехи неизмеримо больше, чем грехи самого отъявленного грешника. В чём тут дело? Почему так? Я думаю, что чем больше человек проникает в суть вещей, тем большие бездны ему открываются. Чем глубже, тем дальше дно, и процесс этот бесконечен, природа вещей неисчерпаема. Когда тебе 20 лет, и ты любишь читать, смотреть кино и слушать музыку, то есть испытывать некие интеллектуальные удовольствия, тебе в голову неизбежно приходит мысль, что ты умнее прочих. И эта мысль тоже приносит удовольствие, да... В особо сложных случаях человеку кажется, что он умнее вообще всех. И кое-какая логика в этих словах есть - действительно, у молодого человека голова работает лучше, он соображает быстрее, а значит, может перебирать в уме больше вариантов развития какой-то ситуации. Значит, на любой вопрос он может быстрее найти больше вариантов ответа. А если ещё этот молодой человек наблюдателен и смел в мыслях, ему ещё легче может показаться, что он семи пядей во лбу. Потом, с течением жизни, человек , конечно, всё больше убеждается в том, что ум его не бесконечен, и какие-то вещи он, как не старается, постичь не может. Это можно назвать уже началом более глубокого ума, и даже какой-никакой мудрости.
Сегодня у нас фильм 2016 года, режиссера Келли Фрэмон "Почти семнадцать". Главная героиня - Надин - школьница, которая никак не может найти взаимопонимание с окружающим миром. Казалось бы, возраст всему причиной, возраст, когда гормоны гуляют, когда никак не понять, чего на самом деле хочешь, и подсказать некому. Не так давно мы разбирали похожую ситуацию на примере фильма "Маргарет". Картина "Почти семнадцать" - конечно, не "Маргарет". Но своё очарование у этого фильма есть, и посмотреть его полезно. Эта Надин, она с раннего детства была не очень обычным ребёнком. Вот её старший брат - тот да, и друзей у него море, и цель в жизни есть, и вообще он очень доволен собой, этот замечательный брат. А Надин себя, похоже, ненавидит, и её очень раздражают все эти успешные и целеустремлённые люди вокруг неё, ведь они все не такие, как она. Не такие умные, не такие чувствительные, не такие несчастные... Но всё же лучшую подругу Надин себе находит. И какое она испытывает разочарование, кто бы знал, когда обнаруживает эту свою единственную подругу в постели рода-брата. Вот уж действительно, с ума сойти. Тем более, со своими постельными делами Надин всё никак не разберётся - она нравится симпатичному ботанику-азиату, а сама мечтает о тупорогом мачо из зоомагазина.
Эпизодическую, но очень яркую роль играет в этом фильме Вуди Харельсон. Он играет учителя Надин, который с большим пониманием относится к тому, что с ней происходит. Пытается как-то помочь, но в основном, кажется, просто с улыбкой вспоминает собственное отрочество. По крайней мере, это выглядит именно так. Харельсону, думаю, было несложно сыграть такого персонажа. Он выступает эдаким Снежкиным из романа Алексея Иванова "Географ глобус пропил", и слава богу, у создателей фильма "Почти семнадцать" хватило ума не сделать его любовником главной героини. Он ироничен, он самодостаточен, он даже и не пытается понять творящееся вокруг, потому что видит мир абсурдным, а стало быть недостойным понимания. Позиция известная, иногда даже симпатичная, но - ущербная. Выявить эту ущербность у режиссёра-дебютанта не получилось, да скорее всего и цели такой не было. Главное, что этот учитель - не выглядит примером для подражания, спасибо хоть на этом. Он просто чудаковатый человек, милый, но, как бы это сформулировать... Он - не учитель. Человек, который отказался от понимания мира, от поисков смысла - учителем быть не может. Алкашом - да, может. Придурком, более всего ценящим собственное удовольствие - да, может. Учителем - нет, не имеет права.
Весь смысл как раз в том, чтобы признавая абсурдность некоторых проявлений жизни, не отказывать во внимании - всей жизни, во всём её многообразии. Глядя на нелепость людей - не отворачиваться от них. Видя всю бессмысленность усилий - копать и копать, каждый день, не отчаиваясь, не жалуясь и не проклиная, искать смысл везде и всегда. И - пытаться понять другого, даже если он совсем не похож на тебя.
Вот главная мысль, вот тот пук вечных истин, вынесенный вашим покорным слугой из фильма "Почти семнадцать". Посмотрите его, это не великий фильм, но это фильм, который может стать для вас любимым. А то, что мы можем полюбить, даже в обход каких-то логических построений, игнорируя все авторитеты - в сто раз ценнее любого шедевра, любого гения, любого самого "пронзительного высказывания". Мудрость - это любовь, я только что это понял. Не зная, не понимая, сомневаясь и страдая - любить, это то, к чему должен прийти каждый человек. Если он человек, конечно, а не человекообразное продолжение смартфона.