Текстовая версия выпуска
Сегодня мы с вами перенесёмся в 2014 год. Всего-то шесть лет прошло с тех пор, а события этого года как сейчас перед глазами. Это и великолепная зимняя Олимпиада в Сочи, это печальные события на Украине, и включение Крыма в состав России. Главное, что было в том году - ощущение того, что сдвинулись какие-то огромные исторические слои, плиты - и теперь наша жизнь потечёт совсем иначе, быстрее, мощнее, ярче. Это даже в воздухе чувствовалось - какое-то дуновение перемен, причём, перемен долгожданных, перемен непременно к лучшему. И это несмотря на санкции, обрушение курса рубля и прочие неприятности... Впрочем, этот аромат перемен быстро выветрился, потому что подъём народного одобрения снизу, энтузиазм - наверху был, судя по всему, оценён, как чрезмерный, и потихоньку спущен в унитаз. Может оно и правильно, не знаю, по крайней мере в последний раз, когда русское общество демонстрировало подобный энтузиазм, случилась Первая мировая война, которая потянула за собой все прочие жуткие катаклизмы начала 20 века... А ещё в 2014 году в прокат вышел фильм режиссёра Джима Микла "Холод в июле".
Ричард - обычный мужчина средних лет, у него жена и маленький ребёнок, Ричард работает в багетной мастерской и никого не трогает. Но однажды трогают его - ночью в его дом забирается грабитель и Ричард из отцовского револьвера убивает ублюдка. Он, вообще-то, не привык убивать, он не какой-то там герой боевика, это происшествие серьёзно выбивает его из колеи. Он не считает себя героем, ему даже жалко того грабителя, тем более выясняется, что тот был безоружен. На похоронах, на кладбище, Ричард встречает отца убитого им человека, и тот полунамёками даёт понять, что не оставит семью Ричарда в покое. Ричард начинает готовиться к худшему, тем более, в полиции ему сказали, что этот отец грабителя только что вышел из тюрьмы. К тому же в полицейском участке, на доске "Их разыскивает полиция" Ричард видит старую ориентировку на человека, которого он убил - но проблема в том, что на фото совершенно другое лицо. У Ричарда фотографическая память, и он точно уверен, что убил кого-то не того.
Дело в том, что малобюджетная лента с дурацким названием "Холод в июле" - это прекрасный пример того, как за три копейки можно снять Кино - именно так, кино с большой буквы "К". Невеликая операторская работа, не очень правильное использование музыки, не такая уж гениальная игра актёров - всё это перевешивается замечательным сценарием, который раскручивается, как воронка, а также искренностью создателей, которые, похоже, действительно влюбились в этот материал. Начавшись, как обычная криминальная драма, фильм в итоге превращается в трагедию чуть ли не античного масштаба. А самое главное - в этой картине нет никакого заигрывания со зрителем, никаких модных "пасхалок" для киноведов и насмотренных киноманов. Ну, знаете, эти намёки на классический Голливуд 40-х годов, или французскую новую волну - всё то, что заставляет эрегировать историков кино, а обычного зрителя только раздражает. Потому что за этими "пасхалками" очень часто скрывается надуманность характеров и ситуаций, искусственность мотиваций, которыми большинство людей не будут руководствоваться просто из-за элементарной брезгливости. Я сейчас говорю, например, о фильмах и сериалах братьев Коэн, а также их третьего братца Цекалы - которые по сути являются просто снобскими конструкторами мерзких смыслов, и, по большому счёту, вообще не имеют права называться кино. Какие уж там "Киноэксперименты" - киноэкскременты, это слово, мне кажется, намного точнее описывает их сущность. Печально, что у этих киноэкскрементов есть преданные поклонники, и их много. Почему, не знаю - может, они приятно щекочут нервы, может, дополнительно утверждают их в мнении, что все люди - говно, не знаю, не интересовался. Я считаю, что это сугубо маргинальное творчество, по какой-то причине ставшее чуть ли не мейнстримом. В здоровом обществе это было бы невозможно.
А вот фильм "Холод в июле" - кино с большой буквы, потому что он не только интересно рассказывает классную историю, но и потому, что постулирует то, что близко любому человеку - что есть вещи, за которые необходимо наказывать, более того, как говорил Джон Рэмбо, есть на свете люди, которые просто не должны жить. Этот фильм рассказывает о том, что твоя выгода не всегда совпадает с выгодой других людей, но что иногда нужно стараться, упираться и вовсе без выгоды, а также о том, что любое дело надо доводить до конца. О том, что к старшим, вообще-то, надо прислушиваться, но и самому тоже клювом не щёлкать - и помогать им, особенно когда считаешь то, что они делают - справедливым. В общем, о массе нужных, хороших и правильных вещей рассказывает фильм "Холод в июле". Посмотрите его. Какой-нибудь мастер, вроде Скорцезе, наверняка, смог бы из этой истории сделать абсолютный хит, а может, и не смог бы, всякое случается с мастерами кино, бывает и мажут мимо мишени. Да, большой режиссёр подтянул бы деньги, но не факт, что эти деньги пошли бы этому фильму на пользу. Вот на съёмках последнего фильма Джима Микла в деньгах, как я понял, недостатка не было, а получилась, к сожалению, лажа. Хорошо снятая, изобретательная - но лажа. Мне, вообще, частенько бывает стыдно за создателей того или иного кино. Есть даже специальное название этому феномену - "испанский стыд", это когда совестно не за себя, а за другого. За создателей фильма "Холод в июле" мне не совестно, они сделали прекрасный фильм. Надеюсь, в будущем и ещё порадуют. Дай-то бог.