Текстовая версия выпуска
Сегодня своё краткое выступление хотелось бы предварить банальной, в общем, мыслью, звучит она так: "изменить мир можно только изменив самого себя". Кто сформулировал её первым, понятия не имею, но это не так и важно. И наоборот, важно - то, что мысль эта справедлива и сегодня, и всегда. Казалось бы, странно - если лично я буду стараться всегда не бросать окурки мимо урны, здороваться с соседями и не обгонять пробку по обочине - кто заставит других делать то же самое? Получается, я один буду вести себя правильно, а остальные тут же насерут мне на голову, такому хорошему и замечательному. Но оказывается, что если именно я, один крошечный человек в океане людском, человек, от которого ничего не зависит - что-то серьёзно изменю в своём поведении, тут же и мир вокруг начинает меняться. Эффективность этого метода напрямую зависит от внимательности - чем внимательнее человек к окружающему миру, тем нагляднее проявляется эта закономерность. Простой пример - еду в автобусе, заходит тётка, мест нет, я встаю - тётка улыбается, благодарит. Через две остановки выходит пол-автобуса, я сажусь, и не с краешку, а к окну. Кто-то скажет - случайность, с кем не бывает, автобус просто у метро остановился. Но назавтра, в другом автобусе, происходит то же самое, и ещё, и ещё - мир отвечает на мой поступок, иногда даже отвечает сторицей. Главное тут - не обвинять других, не следить, выполняют ли какие-то правила другие, а внимательно следить именно за собой, за своими поступками, не за чужими. Это как-то влияет - начинаешь обвинять других, и подобные "чудеса" из жизни тут же исчезают.
Сегодня я хотел бы вспомнить фильм 2011 года, режиссёра Тейта Тейлора "Прислуга". Тема этого фильма, что называется, жареная - хотя с момента его выхода и прошло уже 10 лет. Действие его происходит в 60-х годах 20-го века, когда рабовладения в США уже давно не было, но отношение белого большинства к чёрному меньшинству, скажем так, оставляло желать лучшего. Главные героини - чернокожие служанки, опыт которых пытается обобщить начинающая журналистка с целью открыть глаза белому американскому обществу на само себя, как на общество жестокое и несправедливое. Показать американский мир, как его видит прислуга. При этом в фильме есть какая-никакая попытка показать. что белые - не все расисты - но она тонет в обобщении, что нет, всё же почти все... То есть можно сказать, что сегодняшний чёрно-белый протест напрямую подготовлен этим и подобными фильмами, а значит, именно такой и была изначальная цель, показать, что белые плохие, а чёрные хорошие. И белые должны возместить чёрным века рабства и неуважения.
Под влиянием этой истерии некоторые особо талантливые товарищи начали искать и у нас, в России, признаки расистского поведения со стороны титульной нации - к неграм, таджикам и прочим страшно угнетённым гражданам. Зачем, почему - неизвестно, но думаю причина этого одна и та же много лет. Они никак не могут расстаться с мыслью, что всё, что происходит в Америке - прекрасно и осмысленно, а всё, что идёт от России - губительно и плохо. Если в Америке отстреливают негров на тротуарах - это беда, но за это белые американцы и просят прощения, и чёрные их простят. А если в России водитель такси косо посмотрел на чернокожего - значит, "все русские такие, они всю жизнь были расистами". И бесполезно говорить, что в России тысячу лет живут вместе и до сих пор почему-то не поубивали друг друга сотни национальностей, а в Америке, которой всего-то 200 лет, дело идёт к полномасштабной гражданской войне - они не верят, мол, всё это поклёп на Великую Американскую мечту, которая почему-то видится им Великой Всемирной мечтой, для всех, и прежде всего для них. граждан мира. Допустить, понять, признать, что у кого-то может быть другая мечта они не могут, надо полагать потому, что из Вашингтона такого сигнала не было...
Всё это крайне печально. И для Америки, и для наших особо талантливых товарищей - для Америки потому, что она никак не может выбраться из-под диктата меньшинств, и планомерно уничтожает достоинство большинства, на которое - на большинство - всегда опирается любая власть. Говорят, что сегодня большинство в Америке уже не у белых - тем хуже, белые построили эту страну, и так просто свой дом не отдадут. Ну, а для особо талантливых всё это печально потому, что живущий у них под боком русский народ - намного более терпим, свободен и умён, чем "великая американская семья", которой предстоят ещё бОльшие испытания, а она и с сегодняшними-то всё хуже и хуже справляется. Когда рухнет эта идея "Сияющего града на холме", а она уже точно рухнет, наши особо талантливые останутся без идеала. Терять идеалы - это всегда больно. Хотя, наблюдая этих товарищей не первый год можно предположить, что для них тут же найдётся в качестве идеала ещё кто-нибудь - японцы, греки, эскимосы - только, конечно, не "пропахшие кислыми щами соотечественники", которые в огромной своей массе живут сами и дают жить другим, не ищут виновников их бед, а спокойно трудятся надо своим, а иногда и над общемировым будущим.
Пока, господа и дамы. Сегодня мы вспомнили фильм 2011 года "Прислуга", который как хорош, так и плох. Хорош он тем, что талантлив, а плох - тем, что предлагает такой рецепт решения социальной проблемы, который не работает. Но посмотреть его нужно - хотя бы для того, чтобы понять: изменить мир можно только изменив самого себя - это единственный рецепт. Унижая, призывая к ответу, и требуя покорности - мир не изменить, не стоит и пытаться.