Текстовая версия выпуска
Здорово, господа и дамы!
Есть такой фильм с жутко неоригинальным названием "На грани", который, так уж получилось, я пересмотрел на днях. Фильм 1997 года, режиссёра Ли Тамахори, с Энтони Хопкинсом и Алеком Болдуином в главных ролях. Сценарий написал Дэвид Мэмет, который считается крайне авторитетным сценаристом в Голливуде, ну, или считался, потому что такой сюжет, как в фильме "На грани", сегодня запретили бы ещё на стадии идеи, и выгнали сценариста голым на мороз. Слишком уж положителен главный герой - миллиардер, а нынче в США миллиардеры стараются не высовываться - они послушно встают на колено и раздают печеньки с газировкой, чтоб их не трогали. Миллиардер Чарльз Морс действительно слишком уж идеален, маститому сценаристу этого фильма можно поставить жирный минусик за этот характер. Ну, не бывает таких миллиардеров, нигде на свете не бывает. Не то, чтобы я каждый день общался с миллиардерами, но человек, сумевший заработать миллиард долларов - он, как минимум, корыстолюбив, властен, сосредоточен. Их можно ругать, но не признать, что именно этими качествами зарабатываются миллиарды - нельзя. Да и вообще, от трудов праведных не наживёшь хором каменных, как известно. Энтони Хопкинс в этом фильме - ну, какой он миллиардер, он тут какой-то учитель истории, всё рефлексирует, собирается начать жизнь заново, книжки по выживанию читает, будто набирается знаний на случай гражданской войны в Америке, в ходе которой таких вот миллиардеров будут резать местные пролетарии. Единственное, что немного выдаёт в нём богача - это его подозрительность. Он сразу заподозрил, что у его визави, фотографа Роберта есть интерес к его жене, а стало быть есть и мыслишки, как бы уконтрапупить миллиардера, чтоб потом до конца жизни валяться на белом песочке, потягивая вкусный коктейльчик. Это не спойлер - о том, что миллиардер подозревает фотографа в непотребном поведении звучит где-то на 25-й минуте фильма.
В общем, сюжет с начала.
На туристическую базу, расположенную где-то на севере, полагаю, где-то на границе с Канадой прилетает миллиардер с женой-фотомоделью и фотографом. Миллиардера взяли случайно, главная цель поездки - пофоткать красиво его жену-фотомодель на фоне суровой северной природы. На этой турбазе фотограф узнаёт, что живёт тут неподалёку очень колоритный охотник-индеец, и загорается идеей поснимать его для своего будущего стартапа. И то дело, не только же жён миллиардеров фотографировать, надо же и для искусства постараться. Сказано-сделано, миллиардер тоже соглашается полететь на вертолёте в природную гущу, ознакомиться, так сказать, с красотами края. С ними ещё летит чернокожий и какой-то туповатый помощник фотографа. Вот ещё один сценарный промах, если смотреть на фильм из сегодняшнего дня - ну,как это негр может быть туповатым? Вы что, расисты? Давно доказано, что чернокожие люди намного, намного мудрее, добрее и порядочнее белых людей. Ну что вы, это же аксиома. В общем, летят они летят, и тут стая птиц врезается в лобовое стекло кабины вертолёта, и миллиардер с фотографом, его помощником, и собственно вертолётом падают в ледяную воду. Там ещё есть один момент, который опять подчёркивает человеколюбие миллиардера. Когда вода начинает проникать в кабину, фотограф резво выбивает стекло и, забыв всё и вся, плывёт наверх, к спасительному воздуху. А миллиардер освобождает уже почти захлебнувшегося негра-помощника от ремней безопасности, и вытягивает его наверх с риском для собственной жизни. Вот молодец, не то что некоторые! Грамоту миллиардеру, за спасение на водах! Ладно, на берег они вылезли, негра откачали, даже развели костёр, чтоб согреться, на улице-то не май месяц. Миллиардер и тут молодец - постоянно сыплет знаниями и лайфхаками, как развести огонь, как поймать рыбу, как определить, где юг, а где север - вот что значит много книжек читать, и интересоваться миром, я же говорю, не миллиардер, а клад, большая умница, большая советская энциклопедия, всем с ним интересно, всем в его компании весело и приятно. Однако, потом что-то пошло не так - способ миллиардера по определению частей света почему-то не сработал, а может, они не учли тот факт, что заблудившиеся всегда забирают немного влево, и обязательно приходят туда, откуда вышли - в общем, ничего у них не получилось. Фотограф тут же впал в отчаяние, а зря, потому что фильм только начался, и впереди будет столько поводов впасть в отчаянье, что хорошо бы поберечь пока нервы.
Дальше рассказывать не буду, чтобы не портить впечатление от просмотра. Честно говоря. я удивился, увидев в титрах имя сценариста Дэвида Мэмета, в фильме очень много глупых моментов, которые ну очень уж бросаются в глаза. Но несмотря на это, прерывать просмотр не захочется точно - это очень бойкая и правильно сделанная картина. После неё я серьёзно зауважал актёра Алека Болдуина. Сейчас он, говорят, пьёт, и на фоне этого несёт всякую пургу, но в этом фильме он просто великолепен. Так сыграть мелкого, слабохарактерного, завистливого сукина сына - это уметь надо. И умения этого не купишь за деньги, он действительно оказался прекрасным актёром. Собственно, на фоне благостного, как кот в солнечный день, Хопкинса, его актёрские данные выглядят ещё более рельефно. Молодец, ничего не скажешь. А вторая моя похвала пойдёт медведю. Там потом появится медведь, замечательный, здоровенный медведь, хозяин тайги, прокурор, как у нас говорят. Очень хороший мишка, жаль, что людоед.
Пока, господа и дамы! Посмотрите прекрасный фильм 1997 года "На грани", сделайте себе подарок. Это вполне сказочная история, настолько далёкая от реальности, насколько вообще кино бывает далеко от действительности. Но волшебство кино как раз в этом и заключается - в способности преподнести сюжет так, чтоб он не выглядел фантастическим, чтоб он, сюжет этот, натягивал у зрителя нервы, выбивал слезу, и цеплял душу, чтоб он заставлял ужасаться и хохотать - то есть погружаться в выдуманное целиком, как будто это выдуманное - единственно реальное во всём мире, самое реальное, что только можно себе представить.