Текстовая версия выпуска
Здорово, господа и дамы!
Сегодня опять поговорим о неграх. Но не о тех афроамериканцах, которые вдруг решили, что белые американцы им всё на свете должны, а о настоящих неграх, африканских. А это, как безграмотно говорится, две большие разницы. Американские негры сегодня - это люди, которые, в большинстве своём, ни дня в своей жизни не работали, они получают немаленькие пособия, торгуют наркотиками, бандитствуют, и честно работать не желают. Конечно, пусть трактор работает, он железный! Вся эта пурга, которая сегодня заметает Америку, она же не сейчас началась - уже долгие годы, наверное, со знаменитой речи Мартина Лютера Кинга, которая называлась "У меня есть мечта", государство США содержит, пестует и лелеет чернокожее население.
Да, чёрные реже выбиваются в адвокаты и политики, но голодать они не голодают, это точно. А зачем всем хотеть быть адвокатами и политиками? Делать шаверму и продавать - тоже белые запрещают? Выучиться на программиста? Что и говорить, этой заботой о чернокожих Америка оказала, в конечно итоге, медвежью услугу и чернокожим и себе любимой. Поколениями держать людей на пособия, без всяких надежд на изменение жизни к лучшему, типа, вам же заплатили, заткнитесь - кому такое понравится? Хочется же большего. Людям всегда хочется большего, вот в чём вся проблема... Аппетит ведь приходит во время еды, правда? Вот этот аппетит в Америку и пришёл. Только называется он теперь не аппетит, а... по-другому.
Название фильма 1992 года, режиссёра Джона Эвилдсена "Сила личности", а иногда переводят дословно "Сила одного" - можно было бы перевести на русский язык точнее и проще - "И один в поле воин". И смысл сохраняется, ведь главный герой - действительно воин, в одиночку противостоящий превосходящим силам. Но всё по порядку - действие фильма происходит в Южной Африке, где, как мы знаем, чернокожим жилось наиболее тяжко. Однако, помимо белых и негров конфликт в фильме искрит также между африканерами и англичанами.
Африканеры - это потомки европейских переселенцев, немцев, голландцев и прочих французов. Англичане их очень подвинули в освоении Африки, дело даже доходило до концлагерей, и африканеры на англичан люто злы. В фильме за всех англичан приходится отдуваться английскому мальчику по имени P.K. (ПиКеей), это его инициалы Пи Кей. Он рано остался сиротой и попал в африканерский приют, где вытерпел множество издевательств.
А вот с чёрными у него отношения сложились куда лучше, начиная с няни-негритянки, и заканчивая чёрным зэком, который научил его боксу. Зэка, кстати, замечательно играет бритый наголо Морган Фриман.
Мальчик вырос, выучился, и даже собрался ехать продолжать образование в Англию, в Оксфорд. Он знакомится с девушкой, дочкой местного богача-африканера, он учит аборигенов читать и писать, чёрные считают его его воплощением какого-то древнего африканского духа - в общем, искренне сочувствие неграм, которых африканеры после принятия политики апартеида совсем уж стали считать за животных, внесло коррективы в его планы.
Это совершенно замечательный фильм, как он прошёл мимо меня, не понимаю. Прямо, как в другую реальность окунулся... Реальность сложную, многогранную, живую, где действуют люди, которым можно сочувствовать, за которыми хочется пойти, которым хочется подражать - герои, а не маски. И несмотря на то, что действие в фильме происходит в 40-е-50-е годы 20-го века, он пугающе современен.
Героя фильма, как и сегодняшних белых американцев хотят покарать за так называемые грехи отцов. Ключевое слово здесь "покарать", потому что до отцов дотянуться, во всех смыслах, не получается, так давайте "покараем" тех, кто рядом. Дело-то даже не в грехах, не в расизме, дело в собственном страхе "карателей", в их собственной неуверенности, в их собственной ущербности. В их собственной неправоте. Потому что в глубине своих душ они не могут не понимать, что они не правы, а значит, понимают и то, что придётся отвечать. Этот момент, напоминающий мысль Достоевского о том, что жестокость - это прямое следствие слабости, страха - не один раз отчётливо проговаривается в фильме. И мысль о том, что все жизни имеют значение, а не только чёрные. И мысль о том, что прежде всего слушать надо собственную душу, и не затыкать уши, когда эта душа предъявляет тебе претензии. Потому что душа говорит с человеком голосом совести, это и есть бог, не слышать которого - всегда себе дороже. И мысль о том, что если люди тебе верят, надо постараться не обмануть это доверие. И ещё много-много правильных, точных, взрослых мыслей, которые обычно и добавляют глубины, мощи, увеличивают масштаб подлинного произведения киноискусства, помимо, конечно, замечательной музыки, прекрасной операторской и актёрской работы.
Что же касается главной темы - расизма, то расизм в фильме "Сила личности" показан в беспримесном виде, в натуре, так сказать: в Европе Гитлер истребляет расово-неполноценных, а в далёкой Африке дети европейцев-африканеров зигуют свастике. Или вот такой красноречивый эпизод: белое правительство не разрешает неграм иметь больше одного туалета на 200 человек, и перед этими туалетами постоянно стоит огромная очередь. Конечно, прежде всего, маленький ПиКей потому стал своим среди негров, что сам хлебнул от своих одноплеменников. А хлебнул он немало, в фильме много очень жёстких сцен, из-за которых показывать его детям не стоит. Хотя сам путь человека, который только крепчает и закаляется от ударов - готовое педагогическое пособие для нынешних изнеженных ребятишек. Но всё же не только в солидарности униженных и оскорблённых тут дело. У этого мальчика выковался стержень, что-то особенное, что-то твёрдое внутри, то, что не позволяет ему пройти мимо несправедливости. А это качество всегда ценится людьми, будь они чёрными, белыми или в крапинку.
Пока, господа и дамы. Фильм "Сила личности", 1992 год, режиссёр Джон Эвилдсен. Посмотрите его. Настоящее - это то, что долго не стареет. То, что нескоро забывается. То, что вытаскивает из нас на свет божий лучшее, что есть в душе, раз за разом доказывая нам, что мы не безнадёжны.