Текстовая версия выпуска
В сегодняшнем выпуске хотел рассказать о немецком фильме 2019 года "Дело Коллини", о том, как в Германии после войны был принят закон, воспользовавшись которым, многие нацисты смогли избежать наказания. Но неожиданно наткнулся на другой фильм, снятый тридцать лет назад. Речь в нём тоже идёт о судьбе бывших нацистов, и контраст между этими двумя картинами настолько характерен, что я настоятельно призываю посмотреть их, так сказать, в связке - мне кажется, все вопросы о том, что случилось за последние 30 лет с кинематографом, тут же разрешатся. "Дело Коллини" мне посоветовал посмотреть знакомый киновед, и я честно досмотрел его до конца, несмотря на то, что манера, в которой он создан, мне не близка. Но тема важная, нужная - так что посмотрел. Жаль, но только темой он и оказался интересен, художественных достоинств, к сожалению, не имеет. Хороший, старой школы, актёр Франко Неро, главный герой, тот самый Коллини, сидит весь этот фильм с одинаково отрешённым лицом, потому что играть ему нечего, характер ему сценарист не прописал. И режиссёру будто невдомёк, что красивые проезды по ночному городу, тревожная музыка и живописно снятые сцены убийства - это ещё не кино. В общем, одно расстройство, а не фильм. Зато вторая картина понравилась настолько, что, думаю, сегодня я её ещё раз пересмотрю. Записывайте название - "Музыкальная шкатулка", 1989 год, режиссёр Коста-Гаврос.
Не так давно Коста-Гаврос у нас уже упоминался, в связи с картиной "Безумный город", но должен сказать, что фильм "Музыкальная шкатулка" намного, намного сильнее.
В Америке живёт семья венгерских эмигрантов - папа, и его дети. Папа уже старенький, но бодрый, тренирует внука отжиматься от пола, мол, "в здоровом теле здоровый дух". Его дочь Энн воспитывает мальчика одна, с мужем разошлась, зато активно поддерживает отношения с тестем - потому что они оба адвокаты. Однажды папе приходит письмо, в котором утверждается, что он, Майк Ласло, обвиняется в военных преступлениях, и будет лишён американского гражданства и отправлен для суда в Будапешт. Папа возмущённо всё отрицает, говорит, что это всё фальсификация мерзких коммунистов, и просит дочь защищать его в суде, пока что американском. Энн соглашается, и начинает поиск доказательств и свидетелей. Во время слушаний демонстрируются документы, выступают люди, которые подробно рассказывают, как пытал, насиловал и убивал Мишка Ласло в далёком 44-м году, как сбрасывал людей в Дунай, как весело шутил, заставляя людей отжиматься над острым штыком, воткнутым в землю. Энн тоже находит кое-что, чаши весов Фемиды то поднимаются, то опускаются, но Энн не сдаётся, она не может, не хочет допустить, что отец может быть виновен. (я его знаю лучше всех!).
"Родная кровь дороже пролитой" - эта фраза звучит в фильме несколько раз. А ещё там есть слова о том, что мы не знаем наших родителей, мы знаем их только по их рассказам, а как там у них было на самом деле - бог их разберёт. Это, конечно, страшная мысль. Одна из самых страшных мыслей, какие только могут прийти в голову.
Вот смотрите, в фильме "Дело Коллини" режиссёр специально пугает меня жёстким изображением убийств - но мне не страшно. А в фильме "Музыкальная шкатулка" - нет ни одной кровавой сцены, все зверства описываются только словесно, ну, показывают пару фотографий, а у меня волосы дыбом встают. Отчего так? Почему один фильм может так действовать и спустя тридцать лет, а другой - не работает? У меня есть версия. Я думаю, всё дело в том, что всё кино сегодня снимается для детей. И возрастные рейтинги 12+, 16+, 18+ используются только для рекламы, для привлечения внимания, малолетний зритель думает: "а, 18+, поди там или сиськи или ваще мочилово, надо брать". А для тех, кто действительно 18+, 21+, 35+, 45+, для взрослых - кино не снимают. А зачем пердунам кино? Они же в кинотеатры не ходят. Они телевизор смотрят, там им показывают свежий сериал от продюсера Цекалы, они бурчат: "ах, он злодей, совращает нашу молодёжь", а лучше по второй программе, мелодраму какую-нибудь, попроще, чтоб отдохнуть после работы.
Поэтому эти новые фильмы так просты, так элементарны, ну, какая драматургия может быть у детского кино - кто кому по башке дал, и кто кому в койке дал, известно со времён "Полицейской академии", теперь это от детей уже не скрывают. А чего такого? "Смотри, Мишенька, собачка на собачку залезла, вот так и люди". А Мишенька посмотрит на собачек, а потом вокруг, на людей, да и согласится. Отсюда и минет в каждом втором фильме, и шутки про минет в семейных комедиях, типа, 12+. Как в третьем классе за гаражами. А, уже не в третьем, уже в детском садике? Ну да, конечно, дети сегодня быстро взрослеют. Только вот ведь какая проблема... Они не взрослеют. Они так и остаются детьми, глупыми, испорченными детьми, и в 18+, и в 21+ и так далее. Потому что на современном кино не повзрослеешь, этому кино не выгодно, чтоб люди взрослели. Оптимизация издержек, повышение маржинальности, ничего личного.
Пока, господа и дамы. Посмотрите, пожалуйста, фильм "Музыкальная шкатулка", 1989 год, режиссёр Коста-Гаврос. Посмотрите его, и давайте, наконец, взрослеть.