Текстовая версия выпуска
Хотелось бы вспомнить сегодня фильм 2012 года, режиссёра Роберта Земекиса "Экипаж". Это ещё один пример кино, выдуманного от начала до конца, но усилиями режиссёра и актёров ставшего замечательным фильмом. И не фильмом-катастрофой, как можно было бы понять из названия, а общечеловеческой, если можно так выразиться, драмой. Потому что авиакатастрофе в фильме отдано первые двадцать минут, а весь остальной хронометраж посвящён отношениям героя с алкоголем, которые в подавляющем большинстве универсальны, и неизменно коверкают жизнь любому человеку.
Начинается фильм с того, что пилот гражданской авиации Уип просыпается в гостиничном номере после бурного веселья, просыпается от телефонного звонка. Рядом ходит голая красавица - потом оказывается, что это коллега Уипа, стюардесса, а звонит ему бывшая жена. Не самое солнечное утро, прямо скажем... Уип принимает дорожку кокаина, чтобы прийти в норму (обычно он так приходит в норму после пьянки), и собирается в рейс. Рейс рядовой, но в этот раз всё пойдёт не так, как обычно. После отключения автопилота самолёт потеряет управление, и только благодаря опыту и таланту Уипа - кое-как приземлится на поле рядом с баптистской церковью. Шесть человек погибнут, в том числе и стюардесса, с которой Уип веселился прошлой ночью. А если люди погибли, кто-то должен за это ответить.
Не знаю, как пьяного, под кокаином, пилота допустили до рейса, не понимаю, как можно перевернуть самолёт, чтобы выровнять его движение - эти моменты, конечно, режут глаз, но мы же говорим о кино, а не об авиации, так что главное здесь то, что и через почти десять лет с выхода фильма, я помнил его очень хорошо. И пересмотрел с большим удовольствием. А это ведь что-то да значит. Очень часто же бывает, что фильм, который посмотрел неделю назад, начисто исчезает из памяти. Для меня этот главный признак плохого кино. "Экипаж" - кино отличное, хотя, как и говорил, придуманное от начала до конца.
Был такой слишком поэтичный на мой взгляд фильм "Покидая Лас-Вегас", где Николас Кейдж играл человека, который решил покончить с собой при помощи пьянства. То есть он понимал, что болен, что не может отказаться от алкоголя, и решил если уж пить, до упиться до смерти. Герой "Экипажа" в великолепном исполнении Дэнзела Вашингтона тоже говорит, что алкоголь - это его выбор. Но признаться, сказать на собрании анонимных алкоголиков, кто он на самом деле - он не может. Потому что это признание разрушит всю его картину мира, в которой он - гениальный пилот, признанный профессионал, крутой мужик, буквально бурю оседлавший. И поэтому он убеждает всех и прежде всего себя, что проблемы нет, всё под контролем. Врёт - он всем и себе самому постоянно врёт. Однако, наступает момент, когда кто-то будто даёт ему затрещину, и на мгновение Уип понимает, что всё, больше врать нельзя. Кто этот Кто-то? Подсказки рассыпаны режиссёром по всему фильму. Когда Уип только садится за штурвал того самолёта, начинается гроза, и второй пилот молится, Уип говорит ему: "Он тут не поможет". Когда стюардесса приглашает его на церковную службу, он шутит и отказывается. Когда ему говорят, что это Бог помог посадить самолёт, он ухмыляется и думает про себя: "Да-да, конечно. Какой там бог, это я посадил, крутой Уип Уитекер".
И вот настал момент, когда "крутой Уип Уитекер" не смог справиться с ситуацией. Он не просил о помощи, он же гордый: вот ещё, просить кого-то. И тем не менее, помощь пришла. Потому что гордость, гордыня - это внешнее, а боль, обида, горечь, даже непроговариваемая - это суть, и она всё равно видна Богу, принимается им. Если Уип не говорит о Боге, это не значит, что он о нём не думает. И то, что он не молится - не значит, что не молятся за него, о нём, для него.
Самое лучшее кино - то, где главное не проговаривается напрямую, зритель должен сам всё увидеть, покрутить в голове, и понять. Тогда это самостоятельно понятое - останется с ним надолго, ну или хотя бы на какое-то время. А это, как я не устаю говорить, главный смысл искусства - на какое-то время делать людей лучше, сильнее, чище.
Пока, господа и дамы. Фильм 2012 года, режиссера Роберта Земекиса "Экипаж". Посмотрите его. И даже если не согласитесь с моими выводами - ничего страшного. Тут ведь дело какое... Если хоть одному человеку фильм понравится так же, как мне, я уже буду считать, что старался не зря.