Текстовая версия выпуска
Здорово, господа и дамы!
Продолжаем экскурс в кино 80-х, с удлинёнными сзади мужскими причёсками, лосинами и настоящими человеческими отношениями, пусть иногда и показанными с некоторой долей экстравагантности. Сегодня фильм 1987 года, режиссёра Гэри Маршалла, "За бортом". Гэрри Маршалл - это режиссёр, который снял самый популярный фильм у российских женщин - "Красотку". Там, как вы помните, золушка со злачных улиц встречала принца, и великолепный бал в её жизни больше никогда не кончался. Оставим без внимания тот факт, что золушка на самом деле была проституткой, а принц долларовым миллиардером, разбогатевшим уж точно не на продаже пончиков. Отличие современного мира от классической сказки этот факт характеризует почти исчерпывающим образом. Однако, любовь наших женщин к "Красотке" можно и нужно объяснять не через какое-то там присущее им особенное несовершенство или тоску по шикарной жизни, а через милосердие, через сострадание к падшим, даже если в данном случае имеются в виду падшие женщины. Поэтому все эти разговоры, мол, "восторгаются фильмом о шлюхе" полная ерунда. Кто без греха, бросьте в неё камень. Интересно, что в снятом за три года до "Красотки" фильме "За бортом" - та же история, только развёрнутая на 180 градусов. Сюжетно развёрнутая, а не ценностно, что очень важно.
Джоанна Стейтон не золушка, а наоборот, очень богатая и капризная дама, она живёт на яхте, и ни в чём себе не отказывает - в том числе, например, поиздеваться над всеми, кто оказывается с нею рядом. Она нанимает плотника, чтобы тот сделал ей шкаф - а то на яхте уже начинает заканчиваться место под её многочисленные туфли. Приходит плотник, делает отличный шкаф, но Джоанна всё равно недовольна работой, она отказывается платить, мало того, сбрасывает плотника вместе с его инструментами за борт. Плотник затаивает закономерную обиду. И когда уже сама Джоанна случайно тоже оказывается за бортом своей яхты, а потом и в больнице с амнезией - плотник называется её мужем, и увозит к себе в мастерскую. Ну, не в мастерскую, а в свой неопрятный дом, где показывает ей четверых детей, двух собак... Потом он подделывает семейные фотографии - всё для того, чтобы Джоанна поверила, что она его жена, ну, и чтобы отработала свой долг перед ним, из миллиардерши превратилась в золушку, почувствовала, что называется, фунт лиха.
Самое интересное в этом фильме - это смешение жанров, где-то в середине картины эксцентричная комедия неожиданно перерастает в мелодраму, и даже в классическую драму. Начав с непритязательной буффонады, фильм будто вырастает сам над собой. Весьма сомнительная актриса Голди Хоун, в которой, казалось бы, главное достоинство это стройные ножки, вдруг начинает всерьёз играть, а не кривляться. И Курт Рассел в роли плотника превращается, ну, не в принца на белом коне, конечно - но в доброго и неглупого мужика. В общем, как в известной поговорке - не было ни гроша, да вдруг алтын.
И над всем этим парит простая и вечная идея о том, что и большие деньги не в радость, когда нет родного человека рядом, что в человеке надо пытаться в любой ситуации увидеть, собственно, человека, что память - необходима, нет прошлого - нет и будущего. И дело тут не только в том, что, мол, "будь проще, и люди к тебе потянутся". Это так, конечно, но истинной простоты не бывает без внутренней красоты, и если этой красоты нет - прикидывайся-не прикидывайся, за своего не сойдёшь...
Мне очень понравилось, как Голди Хоун сыграла потерю памяти - она будто повисла в каком-то жутком мареве, потеряла точку опоры, и чтобы совсем уж не сойти с ума, покорно делала всё, что ей говорили. Наверное, так чувствует себя человек, погребённый заживо и осознавший, что помощь не придёт. Царапает стены своей тюрьмы - не потому, что надеется на спасение, а просто чтобы не чокнуться. В общем, комедия получилась именно такой, как надо, с привкусом трагедии. Это же как с кашей - всегда нужно положить не только сахар, но и немного соли. Мне вот всегда нравилась песня группы "Бони М" "Санни", такая солнечная аранжировка, такая бодрая, летняя , жизнерадостная атмосфера. И только совсем недавно я узнал, что написана она в память об умершем друге, и солнечный день там с привкусом смерти...
А Курт Рассел и Голди Хоун, кстати, до сих пор вместе, молодцы. Как-то спокойнее на душе, когда знаешь, что даже в Голливуде есть нормальные люди, верные друг другу до конца.