Текстовая версия выпуска
Здорово, господа и дамы!
Сегодня хотел бы вспомнить фильм 1978 года, режиссёра Евгения Ташкова, "Уроки французского". Это один из множества советских фильмов, которые никому и в голову не пришло бы награждать премиями, пиарить, как главное достижение отрасли, ставить в пример, и прочее. Так уж случилось, что уровень советского кино был таким высоким, что подобные фильмы были абсолютным мейнстримом - они выпускались сотнями в год, и никто не пытался увидеть в них что-то большее, чем кино для подростков. И тем не менее, я лично считаю этот фильм великим. Не объективно, ни на чём, кроме собственного ощущения, не основываясь, не навязывая никому своего мнения. Великий негромкий фильм, остающийся в памяти навсегда. У меня только одна претензия к режиссёру Евгению Ташкову - Татьяна Ташкова очаровательная женщина, но тут определённо нужна была другая актриса. Ташкова всё делает вроде бы правильно, и старается очень, но волшебство настоящего перевоплощения состоит в том, чтобы зритель открыл рот от удивления. Совсем недавно посмотрел с ней ещё один фильм, какой-то детектив конца 80-х, так там то же самое - играет, старается, туда-сюда ходит, но, повторюсь, уровень советского кино был таким высоким, что одним трудолюбием, к сожалению, тут не справиться. На самом деле, я, конечно, придираюсь, образ учительницы Лидии Михайловны навсегда в моей памяти связан с образом Татьяны Ташковой. И я очень благодарен ей за этот образ.
Скажут: "да что это ваше старпёрское, протухшее советское кино, надоело: ноль действия, тусклая плёнка "Свема", да ещё постоянно долбят про совесть, скромность!" В том-то и беда сегодняшнего зрителя, зрителя молодого и даже ищущего, неглупого, но, к сожалению, испорченного - что он просто не в состоянии понять, оценить, насколько круто было сделано советское кино, и насколько плоско, пошло и по-дурацки сделано кино современное. У нынешнего молодого зрителя элементарно другие глаза, другой склад ума. Я даже не знаю, какое придумать сравнение... Ну, это как объяснить человеку 21 века, зачем нужно понимать церковно-славянский язык. Он скажет, "ну, хорошо, я его пойму, и что? зачем он нужен?". А и действительно, зачем он ему? Не объяснить. Тот самый случай, когда "если нужно объяснять, то не нужно объяснять".
Мальчика Володю, который закончил четвёртый класс, отправляют учиться дальше, в райцентр - в родной деревне только четырёхлетка. А соседи говорят его матери, что парень талантливый, хорошо бы продолжать образование. Время послевоенное, трудное, голодное - но мать соглашается, и снаряжает сына в дорогу. Жить его определяют к дальней родственнице, тоже вдове, у которой у самой трое по лавкам сидят. А значит, кормить Володю она не может. Полмешка картошки, немного хлеба быстро кончаются, и когда мать приезжает из деревни увидеться с сыном, она хватается за голову и ведёт его к врачу. Врач ставит диагноз "истощение" и советует пить побольше молока. Да где же взять на него деньги... Однажды Володя видит, что местные пацаны играют в "чику" на деньги. Это такая игра, где нужно камешком попасть в стопку монет. Володя тоже пробует, но проигрывает последние копейки. Он долго тренируется, и наконец, начинает выигрывать. Он не жадничает, ему нужно только на ежедневную кружку молока на базаре. В школе он учится хорошо, только вот французский ему не даётся, произношение сложное. Молодая учительница замечает мальчика, узнаёт, что он голодает, и пытается ему помочь - приглашает на ужин, пытается дать деньги. Но Володя отказывается от помощи - и это не гордость, не упрямство, это нежелание, чтобы для него делали исключение, искусственно возвышали его из общего ряда. Это скромность. Замечательное свойство, кстати - в сегодняшнем публичном пространстве почти забытое и осмеянное. И свойство это не только советское, оно - истинно русское, православное. И я уверен, что очень скоро, ещё при нашей жизни, именно скромность - скромность капитана Тушина, скромность князя Мышкина, даже скромность Павки Корчагина - опять станет краеугольным камнем нового русского общества. В общем, учительница предлагает Володе сыграть с ней на деньги, в игру, которую она запомнила из своего детства, в "пристенок", чтобы хоть таким, не очень законным, способом, но помочь ему.
В отличие от "Подранков", тоже очень сильного фильма на похожую тему, в "Уроках французского" нет надрыва, нет какой-то вечно ноющей занозы, которую никак не вытащить. "Уроки французского" более спокойны, обыденны. Война войной, но надо жить дальше. И тем ярче в этой обыденности видны характеры героев: предательство, упёртое морализаторство, подлость, слабость - с одной стороны, и великодушие, сострадание, милосердие, прощение - с другой... Обычная жизнь, сегодня всё это тоже есть, ну, с небольшой поправкой на особенности послевоенного времени. Но вот что интересно - чем легче жизнь вокруг, тем больше подлецов и предателей, а чем труднее, тем чаще встречаются нормальные люди.
Я где-то читал мнение, что автор повести, по которой снят фильм "Уроки французского", Валентин Распутин, всё придумал - не было у него настолько тяжёлого детства, и не могло быть. Наверное, это так. Но если посмотреть немного сбоку - разве так уж беспросветна описанная в фильме жизнь? Это сейчас она нам кажется кошмаром. И из-за чего - из-за отсутствия комфорта? Конечно, тяжело жить в чужом доме, недоедать, особенно ребёнку, но всё же какая-никакая крыша над головой у него была, и какая-то простая еда - была тоже, картошка там, хлеб. Иначе он на выигранные в "чику" деньги покупал бы не только молоко. Человеку на самом деле очень немного надо для полноценной жизни. Вопрос только один - что в данный момент считается полноценной жизнью.
И ещё один интересный момент. В тоталитарном Советском Союзе сюжет, где учительница играет с ребёнком на деньги не вызывал ни у кого непонимания, автор и читатели, режиссёр и зрители были на стороне учительницы. Да, такая ситуация, она нашла способ поддержать человека. А в сегодняшней свободной России я слышал мнение, что, мол, игра на деньги с детьми абсолютно недопустима, ни при каких обстоятельствах. Потому что педагогические методички не велят. Круглосуточный и нескончаемый кабак по телевизору и в соцсетях методички не запрещают, а игру на деньги, чтобы купить еды - запрещают.Так что главный тоталитаризм во все времена - это не условный Сталин, и не условный Чубайс, а глупость, подлость, и равнодушие.