Текстовая версия выпуска
Снова здорово, господа и дамы!
Вспомнил и пересмотрел самую смешную комедию из всех, что я видел за всю мою не короткую жизнь - фильм 1993 года, режиссёра Джона Бэдэма, "Слежка 2: Снова в засаде". Да, я в курсе, что первая часть "Слежки" заработала вдвое больше денег, и продолжение на её фоне признано не очень удачным, мне-то что - я уверен, что вторая часть лучше, интереснее, и, самое главное, смешнее первой. Но, конечно, призываю каждого составить своё мнение, и посмотреть обе части этого отличного фильма. Потому что, как известно, у всякого свой вкус - один любит арбуз, другой свиной хрящик, и вместе им не сойтись. Впрочем, там есть момент, который должен помирить даже самых яростных обличителей чужих предпочтений. Просто дождитесь момента, когда Деннис Фарина, который играет здесь соседа, пришедшего с женой на ужин, начнёт есть мороженое. Если вам и тут удастся сохранить серьёзное выражение лица, тогда я честно не знаю, как вам помочь.
Полицейские-напарники Крис и Билл - ещё и ближайшие друзья. Может быть, именно поэтому их отправляют следить за свидетельницей, которая должна дать показания на босса мафии. Свидетельница однажды уже чуть не погибла от рук наёмного убийцы, поэтому прячется у знакомых в загородном доме, на побережье. Полиция каким-то образом её обнаружила, но пока настаивать на визите в суд не решается, тем более, что по счастливой случайности соседний особняк принадлежит судье, и именно туда и должны вселиться Крис и Билл. Они должны изображать сына с отцом, а в качестве мачехи, а также для контроля за напарниками - с ними отправляют пухленькую помощницу прокурора Джину. Джина тоже человек из мяса, поэтому берёт с собой свою собаку, и вообще очень рада какое-то время пожить, как настоящий, неподкупный судья - конечно, неподкупный, ведь ему явно за честность и принципиальность государство выделило деньги на покупку шикарного коттеджа на побережье. А вы что подумали? В общем, троица заселяется в этот особняк, устанавливает наблюдение за соседним домом, и начинает, собственно, слежку. Дальше, как говорится, дело техники - собака бежит за соседской кошкой, хозяйка бежит за собакой, напарники бегут за хозяйкой, начинается обычный для комедий весёлый бардак - в общем, смысла не много, но смеха выше крыши.
Главные герои, напарники, интересны ещё и тем, что у них во многом перпендикулярны представления о жизни: один добропорядочный семьянин, несмотря на молодость, обзавёлся уже, кажется, тремя детьми, второй - убеждённый холостяк, который живёт с латиноамериканской красавицей из первой серии, но от женитьбы всячески отлынивает. В истории, где появляется к двум мужикам присоединяется девушка, можно было бы предположить какой-то в меру пошлый адюльтер, но она - синий чулок, стоит выше по полицейской иерархии, да к тому же толстушка, в общем, в этом смысле она совсем не интересует ни Криса, ни Билла. И слава богу, что не интересует, потому что и из-за этого тоже - полового, сортирного, низкопробного юмора в фильме нет вовсе. Начальная сцена, где напарники преследуют преступника и падают в мусорку с рыбными отходами - единственное исключение.
Первая часть "Слежки" тоже начиналась с рыбного запаха - зачем вторично использовать один и тот же, причём, не очень удачный приём, не понятно, но ладно - предположим, что таким образом режиссёр хотел подчеркнуть общее для двух фильмов настроение, провести линию преемственности. Можно простить. В остальном "Слежка-2" - это великолепная комедия в стиле, наверное 60-х-70-х годов, комедия, которая фактически закончила процесс развития этого жанра в Голливуде. К тому моменту продюсеры уже решили, что зрителя надо брать не остроумием, а ежовыми рукавицами пошлости - благо, снятый ещё в начале 80-х "Аэроплан" Абрахамса и братьев Цукеров показал магистральное направление вниз. Сейчас даже на Кинопоиске у обоих частей "Слежки" - "нет похожих фильмов". И действительно, ни одна из так называемых "полицейских комедий" не похожа на "Слежку". Сделать такой фонтанирующий не только юмором, но и интеллектом, и добром, фильм, причём сделать это дважды - большое дело, а не просто удача. И то, что режиссёр Джон Бэдэм после "Слежки" работает в основном для телевидения, тоже о многом говорит. Кино, как искусство окончательно уступило кино, как бизнесу. Бизнес всегда смотрит в сторону массовости, а массовость практически всегда подразумевает пошлость, т.е. избыточность. Искусство же кино, что называется, окуклилось, переместилось на фестивали, никому не интересные, кроме критиков. И такие режиссёры, как Джон Бэдэм, ценны тем, что могли совмещать искусство кино с кинобизнесом, не переходя окончательно ни на одну из сторон - именно они создали тот золотой фонд кино, которое и спустя 30 лет выглядит великолепно. Попробуйте вспомнить хоть одну новую комедию за последние 3 года, от которой не выворачивало бы... Как говорит мой знакомый киновед - "поэзия ушла". И ушла эта поэзия не только из комедий, она ушла отовсюду. И не факт, что вернётся.