Текстовая версия выпуска
Здорово, господа и дамы!
Наконец-то. Наконец-то мы добрались до второго фундаментального жанра американского кино (наряду с рождественской комедией) - вестерна. Говоря в прошлый раз о Николасе нашем Кейдже, мы упомянули, что он в своё время снимался у братьев Коэн, и тут же задумались - а почему в нашей замечательной программе до сих пор не представлены эти особо характерные американские режиссёры? Только ли из-за того, что большинство их фильмов считаются культовыми в нашей прекрасной стране, а значит, известны повсеместно? Исключительно ли потому, что фильмы их насколько культовы, настолько же и невыносимы из-за своего лютого презрения к простому американскому человеку - человеку, в котором мы, обычные зрители, хотели бы рассмотреть, простите, общечеловеческие, даже родственные нам черты? Вспомните, ведь главной мыслью фильмов братьев Коэн всегда была мысль "какие же все кругом идиоты! давайте убьём их скорей!". Так вот, правильно, мы не рассматривали фильмы братьев именно из-за их культовости, и именно из-за их презрительности. Но покопавшись в коэновской фильмографии, мы всё же нашли картину, уверенно свидетельствующую, что не всё ещё прогнило в датском королевстве, что у каждого даже самого вредного кинодеятеля можно отыскать несвойственное ему произведение - найти и изо всех сил им насладиться. Это фильм братьев Коэн - "Железная хватка", 2010 года выпуска.
В центре сюжета находится девочка 14 лет, по имени Мэтти, у которой убили отца. Убил - его же работник, который ограбил убитого и скрылся где-то на индейских территориях. Девочка в сопровождении слуги едет в городок, куда доставили тело отца, для опознания и организации похорон. Характером эта девочка не обделена - она решает найти убийцу и наказать его, но понимая, что сама справиться не сможет - нанимает охотника за головами - некоего Кокбёрна, все вокруг его характеризуют, как человека с железной хваткой. Скоро выясняется, что Кокбёрн обладает не только хваткой, но ещё и склонностью к пьянству, и вообще крайне неприятный тип. Девочка обещает ему 50 долларов, если он поймает злодея, и тот соглашается. Не только из-за денег, но ещё и из-за недетского напора маленькой леди. Тут же она знакомится с техасским рейнджером Ля Бифом, который тоже гонится за убийцей её отца, только повесить его рейнджер хочет не за это убийство, а за другое, ну да какая, в сущности, разница. Хотя для девочки как раз - разница огромна, она хочет, чтобы урод знал, что отвечает именно за её отца, а не за какого-то там сенатора. Ля Биф и Кокбёрн за спиной у девочки находят друг друга и решают поделить награду за пойманного ублюдка - а для этого пытаются отвязаться от надоедливой девчонки. Но не тут-то было. В итоге они выезжают на охоту втроём.
Им придется пройти через множество испытаний, этим простым американским людям, но режиссеры братья Коэны на сей раз пощадят своих героев. Не знаю уж, что является причиной этой милости - то ли усталость от их собственной фирменной иронии, то ли действительное уважение к людям фронтира, которые и сделали Америку той великой страной, к которой мы привыкли. Но иронии в фильме действительно минимум, а злорадства, кажется, нет вовсе. Немудрено, что критики всех мастей ополчились на фильм единым фронтом - слишком выбивается "Железная хватка" из коэновской парадигмы абсурдного, слишком абсурдного мира, и безмозглости людей, его населяющих. А может, просто возраст - последняя по времени работа Коэнов "Баллада Бастера Скраггса" снята тоже с большим уважением к прошлому. Ведь известно, что чем взрослее человек становится, тем с большим любопытством он смотрит в прошлое, и тем с большим удивлением понимает, что люди в прежние времена не были ни глупее, ни безобразнее нынешних. Да, обстоятельства жизни были другие, комфорта было поменьше, трекинговые светильники там, тёплый пол в сортире, мягкое кресло в удобном авто - этого они не знали. Но отличить преступника от нормального человека могли и тогда. Распознать горячее юное сердце и искреннее желание справедливости - умели всегда. Но есть, конечно, и серьёзные отличия. Вот умирать, мне кажется, им было проще - и это ещё большой вопрос, далеко ли мы продвинулись по пути прогресса в этом отношении. Кажется, Джим Джармуш говорил, что завидует отношению к смерти во времена Дикого запада. Я, конечно, понимаю, что современные тренды велят верить в то, что мы с вами (ну, или самые лучшие из нас) каким-то неведомым способом будем жить до 120 лет, но я ковбоям с Дикого запада тоже завидую. Даже если жить до 120-и - помирать-то всё равно придётся, всем нам, и хотелось бы, чтоб оно как-нибудь полегче прошло, а значит к тому времени надо постараться как-то подготовить к неизбежному свою голову, и свою душу. Чего я вам от всей души желаю.
Пока, господа и дамы. Сегодня мы говорили о фильме братьев Коэн "Железная хватка". Других фильмов этих режиссёров можете не смотреть, но именно этот посмотрите обязательно - это хороший фильм о простых, но фундаментальных вещах, который должен для себя уяснить каждый.